
Одна из компаний-импортеров сообщила, что в их цепочке поставок китайских автомобилей в Россию случился серьезный сбой: пропал автовоз с семью премиальными кроссоверами Li Auto и Avatr. Общая стоимость машин – почти $400 000. Оказалось, были и другие пострадавшие.

Предчувствия неладного появились, когда водитель автовоза с грузом на маршруте из Китая через Казахстан перестал выходить на связь. Вскоре выяснилось: это не единичный случай – одновременно исчезли сразу 24 автомобиля, принадлежащие разным импортерам.
Расследование вскрыло хитроумную схему мошенничества внутри китайской логистической компании. Как оказалось, начальник узла выдавал водителям поддельные адреса разгрузки и контакты фиктивных получателей. На месте «приемщики» действовали по отработанному сценарию: оформляли документы и забирали машины, создавая видимость легальной сделки. Даже установленные GPS‑маячки не помогли – их либо подменяли, либо снимали вовсе.
Поскольку автомобили были застрахованы, китайский поставщик взял на себя урегулирование убытков. Клиентам предложили два варианта: вернуть деньги или дождаться новых авто. Большинство выбрало повторный заказ – компания уже оформила новую поставку.

После инцидента логистику пересмотрели: теперь доставку контролирует российская сторона. Однако правовые нюансы осложняют расследование. Дело в том, что российские покупатели юридически не были собственниками машин, а значит, заявить о краже может только китайский поставщик.
На данный момент в Казахстане задержан один из подставных участников схемы. Он – не более чем «дроп», то есть посредник, чья карта использовалась для перемещения украденных средств. Реальные заказчики, вероятно, находятся за рубежом. Фальшивые доверенности перевозчиков изучают следователи, но ни одно из украденных авто пока не нашли.

