БутикАвто — покупка и продажа авто в Минске
Нужен хороший авто - Вам в BUTIKAVTO
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375(29) 601-24-65
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375 (29) 303-82-47
г. Орша, ул. Пограничная улица, 2А
+375 (29) 681-24-12
г. Гомель, ул. Жукова, 23
+375(29) 658-32-65
г. Солигорск, ул. Октябрьская, 40
+375(29) 658-57-16
Лидский р-н, аг. Ёдки, ул. Придорожная, 7А
+375(29) 658-43-31
г. Гродно, ул. Тавлая, 1
+375(44) 737-48-24
г. Бобруйск, ул. Крылова, 21
+375(29) 658-91-67
г. Барановичи, ул. Тельмана, 205
+375(29) 658-91-68
г. Барановичи, ул. Наконечникова, 31В
+375(44) 720-40-71
г. Борисов, ул. Галицкого, 2
+375(44) 738-32-29
г. Могилев, ул. Мовчанского, 4-Б
+375(29) 658-77-83
г. Витебск, ул. Воинов Интернационалистов 31
+375(29) 658-57-23
г. Молодечно, ул. Тамары Дудко, 1А
+375(44) 756-57-72
г. Мозырь, ул. Гагарина, 99
+375(29) 302-84-76
г. Полоцк, ул. Юбилейная, 10а
+375(29) 615-13-29
г. Пинск, ул. Рокоссовского, 17В
Минск
ГлавнаяАвтожурнал«Авиор» и «Неман»: похожие автобусы с разной историей
«Авиор» и «Неман»: похожие автобусы с разной историей
«Авиор» и «Неман»: похожие автобусы с разной историей
13 часов назад
40

«Авиор» и «Неман»: похожие автобусы с разной историей

author
Сергей Грищенко

В прошлом году в Беларуси стартовало производство нового каркасного автобуса марки «Авиор». При первой встрече с ним у простых автолюбителей иногда возникает вполне резонный вопрос: зачем производитель срисовал дизайн с «Немана»? У специалистов такая реакция вызывает усмешку: при всей внешней похожести это разные автобусы, каждый – со своей историей.

При чем здесь Iveco Daily?

Начнем с компоновки: она у борисовского «Авиора» и лидского «Немана» полукапотная. И «Авиор», и «Неман» имеют каркасный кузов, который жестко установлен на специальное рамное шасси с двигателем впереди и приводом на задние колеса. Моторный отсек вынесен вперед, пассажирский салон с рабочим местом водителя образуют единое внутреннее пространство.

Оба автобуса относятся к среднему классу и имеют близкие массогабаритные параметры. Допустимая полная масса у «Немана» составляет 9400 кг, у «Авиора» – 9000 кг. Колесная база чуть больше у «Немана»: 4800 мм против 4750 мм. «Авиор» немного шире (2450 против 2400 мм), но ниже (3050 против 3070 мм). При этом «Неман» заметно длиннее – 8820 мм (а в туристической версии даже 9120 мм) против 8470 мм.

В салоне «Авиора» и «Немана» устанавливается 29 пассажирских кресел (шесть рядов по схеме 2+2 и 5-местная «галерка»). На туристических модификациях рядом с местом водителя как опция предусмотрено кресло для гида. Кузов имеет две двери: впереди – служебная (сдвижная с электроприводом), сзади – аварийная (распашная без привода).

Еще один общий момент у «Авиора» и «Немана» – свой след в истории каждой модели оставил итальянский грузовичок Iveco Daily 70C. На его шасси в свое время был построен литовский автобус Altas Viator, послуживший прототипом «Авиора». А с 2017 года на шасси Daily 70C производились автобусы «Неман-4202XX-511». Однако в связи изменением геополитической ситуации поставки из Италии прекратились, поэтому отечественным производителям пришлось искать альтернативные решения.

Автомобиль Iveco Daily 70C
Автомобиль Iveco Daily 70C. Фото Iveco

История «Немана»: второе рождение

Ну а теперь история «Немана». Начать придется издалека. Вообще, автобусы в Лиде начали собирать с 1993 года. Занялся этим «Опытный завод «Неман». Предприятие было введено в строй в самом конце 12-й пятилетки и должно было производить сложную военную технику, в том числе подвижные системы управления и различные комплектующие для Министерства обороны СССР. Однако после распада Союза завод пережил тотальную конверсию. Одним из главных видов новой «гражданской» продукции для него стали автобусы.

Сначала это был еще советский ЛиАЗ-5256 – городская машина большого класса. Но в 1999 году автобус модернизировали и с 2001 года стали выпускать под именем «Неман-5201» в различных модификациях. 

Параллельно с выпуском пассажирских машин большого класса ОЗ «Неман» решил наладить выпуск компактных автобусов для работы в качестве маршрутных такси. Так в 2006 году появился опытный образец автобуса малого класса «Неман-3231» на китайском шасси Dongfeng с кузовом разработки ОАО «Укравтобуспром» (ТУР А3231). Затем начал реализовываться проект со сборкой автобуса модели CCJ6660D китайской компании Changchun – ему дали имя «Неман-3232» (всего было выпущено несколько десятков таких машин). 

Автобус «Неман-3232»
Автобус «Неман-3232». Фото autowp.ru

Наконец в 2009 году после нескольких лет переговоров и подготовки стартовал проект Neman-Cacciamali. Автобусы на шасси Iveco 65C с лицензионным кузовом итальянской компании Cacciamali производились в Лиде при участии польского партнера – фирмы Kapena SA. К слову, часть готовых кузовов «Неман» поставлял своим европейским партнерам.

Автобус Neman-Cacciamali («Неман-42012»)
Автобус Neman-Cacciamali («Неман-42012»). Фото autowp.ru

За два года было выпущено около двух десятков Neman-Cacciamali (модель получила внутренний индекс «Неман-42012»). А с 2011 года завод в Лиде, вслед за компанией Cacciamali, перешел на выпуск автобусов второго поколения – с обновленным кузовом. Новое семейство поначалу включало междугородный «Неман-420122», городской «Неман-42011» и школьный «Неман-42013». Позже появились другие модификации.

Перспективы новинки выглядели весьма неплохо, если бы не одно «но»: предприятие, преобразованное в 2010 году в ОАО «Лидские автобусы «Неман», погрязло в долгах и фактически оказалось на грани банкротства. На помощь пришло государство: заводу был выделен беспроцентный займ. Чтобы кардинально улучшить ситуацию, в апреле 2014 года ОАО «Лидские автобусы «Неман» стало частью Минского завода колесных тягачей. Так бренд «Неман» сумел пережить трудные времена. А вот оба европейских партнера не выдержали конкуренции, обанкротились и закрылись.

В 2016 году семейство «Неман» среднего класса ждала очередная модернизация: компания Iveco перешла на выпуск автомобилей Daily нового поколения. Автобусное шасси стало другим – под него пришлось перерабатывать конструкцию. Годом позже в Лиде начался выпуск автобусов третьего поколения – «Неман-4202XX-511». Их характерная особенность – изменившийся дизайн передней части.

Автобус «Неман-4202XX-511» третьего поколения
Автобус «Неман-4202XX-511» третьего поколения. Фото автора

Многие поначалу восприняли его в штыки, но со временем новый «Неман» с большим «носом»  полюбился водителям и пассажирам и неординарный облик перестал вызывать споры. Обновленные пассажирские машины также были хорошо встречены на рынке. В связи с этим на МЗКТ начали подумывать о расширении производства автобусов среднего класса. Но по известным причинам с шасси Iveco пришлось попрощаться…

Автобус «Неман-4202XX-511» третьего поколения
Автобус «Неман-4202XX-511» третьего поколения. Фото МЗКТ

На этом выпуск «Неманов» мог прекратиться – специализация у МЗКТ от рождения известно какая. Однако руководство завода приняло решение создать собственное шасси и как можно быстрее организовать его производство. Задача оказалась непростой даже для такого флагмана, как МЗКТ. С первого раза реализовать проект не удалось: новое шасси было построено и сертифицировано еще в 2022 году, но в серию не пошло – подвели поставщики комплектующих. Тем не менее уже в сентябре 2023 года завод объявил о возобновлении полномасштабного выпуска автобусов среднего класса.

Новое шасси для «Неманов» получилось более грузоподъемным – оно позволило увеличить допустимую полную массу автобуса с 7850 до 9400 кг (допустимая нагрузка на заднюю ось выросла с 5350 до 6300 кг). Конструкторы отказались от независимой торсионной подвески впереди и задней пневматической, как было на Iveco. На новом шасси МЗКТ впереди – зависимая рессорная подвеска, сзади – зависимая рессорно-пневматическая. Обе подвески также оснащены гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, предусмотрен регулятор уровня пола. 

Пригородный автобус «Неман-420423» четвертого поколения
Пригородный автобус «Неман-420423» четвертого поколения. Фото автора

Первым в серию пошел пригородный автобус «Неман-420423», рассчитанный на перевозку 39 пассажиров (в том числе 10 стоящих). Затем появились междугородняя и туристическая модификации – соответственно «Неман-420434» и «Неман-420435». Все машины максимально унифицированы между собой: оснащаются 185-сильным турбодизелем отечественного производства и механической 6-ступенчатой коробкой передач, в базовой комплектации предусмотрен моторный тормоз-замедлитель. Максимальная скорость – 100 км/ч.

Туристический автобус «Неман-420435»
Туристический автобус «Неман-420435». Фото автора

Туристический «Неман-420435» – топовая модель МЗКТ, поэтому оснащен по максимуму. Сиденья – повышенной комфортности. Они установлены на подиумах и имеют все стандартные атрибуты: ремни безопасности, подлокотники, складные столики, журнальные сетки, механизмы сдвига в проход. На боковых профилях предусмотрены USB-порты. Под потолком – багажные полки с подсветкой и индивидуальные сервис-блоки. Кондиционер мощностью 16 кВт способен обеспечить комфортный микроклимат для всех пассажиров. Кроме того, в крыше предусмотрены два люка. 

Габаритный багаж пассажиры могут разместить в специальных отсеках с правой стороны кузова и в его задней части. Их суммарный объем – 3 куб.м. При этом запасное колесо никому не помешает – оно размещено в отдельном отсеке по левой стороне кузова. Список опций достаточно широк. Дополнительно можно заказать Wi-Fi, 2 DIN мультимедийную систему, потолочный монитор, информационную систему с автоматическим речевым информатором, систему видеонаблюдения, камеру заднего вида со звуковыми парктрониками.

Кстати, модель «Неман-420435» – одна из самых востребованных в линейке бренда. В числе последних отгрузок – 20 автобусов для санатория «Сосновый бор». В ноябре МЗКТ также поставил 15 междугородних автобусов «Неман-420434» в адрес Миноблавтотранса.

Успешный дебют «Авиора»

Автобусы «Авиор» – новинка на рынке. С прошлого года их серийно выпускает молодая, но амбициозная компания «КФ-Авто» из Борисова.

Как уже было отмечено выше, «Авиор» стал своеобразным преемником модели Viator, которую в 2018 году разработала литовская компания Altas, использовав шасси Iveco 70C. Новинка получилась эффектной и с успехом демонстрировалась на нескольких крупных выставках в Европе. В 2019 году автобус Viator даже был удостоен серебряной награды на Международном конкурсе A’Design в категории «Дизайн мобильности и транспорта». Однако выпуск этой модели продолжался всего несколько лет – производитель решил переключиться на другой формат. Когда проект закрывался, представители «КФ-Авто», имевшие партнерские отношения с литовцами в сфере переоборудования легких коммерческих автомобилей, договорились о передаче права на повторение конструкции Viator. Увы, документацию белорусы не получили и вынуждены были проектировать автобус заново. Так родился «Авиор».

В «КФ-Авто» также не могли использовать шасси Iveco, поэтому решили ориентироваться на производителей из Поднебесной. Здесь выручило сотрудничество с компанией Ankai, но борисовчане планируют наладить производство собственных шасси, пусть и с использованием китайских агрегатов и комплектующих – куда же сейчас без них.

Поначалу на автобусы «Авиор» устанавливали дизельные двигатели Weichai WP4.1 (165 л.с., Евро-6) и 5-ступенчатые МКПП. Но с конца прошлого года перешли на использование 4,3-литровых турбодизелей Yuchai YCSO4180-50 стандарта Евро-5. У них мощность выше – почти 180 «лошадок». Коробки передач на автобусы ставят Fast Gear – 6-ступенчатую механику. 

Кузова для «Авиоров» в Борисове изготавливают самостоятельно – каркас сваривается из стальных профильных труб. Что интересно, обшивка у борисовского автобуса полностью стеклопластиковая (на «Неманах» из стеклопластика только передняя и задняя маски).

Объемы производства автобусов «Авиор» пока небольшие. Начинали с 6–7 машин в месяц. Однако при определенной модернизации производства цифра 150–200 автобусов в год представляется борисовчанам вполне реальной.

Сегодня «Авиор» выпускается в двух модификациях: туристической Tourist и междугородней CityLink. Но уже разработаны версии Intercity (пригородная), City (городская), School (школьная), Lux (представительская), Сare (для перевозки маломобильных граждан). Вообще, «КФ-Авто» готова удовлетворить практически любой каприз заказчика в плане компоновки салона и его оснащения. Так, например, на выставке «ИННОПРОМ. Беларусь 2025» демонстрировался эффектный бизнес-шаттл с переговорной зоной в салоне.

Новые каркасные автобусы из Борисова начинают все чаще встречаться на дорогах. Среди покупателей «Авиоров» – частные компании и государственные организации, учреждения здравоохранения и образования, спортивные клубы. Например, владельцами новеньких автобусов недавно стали Автоцентр «Флагман Плюс» из Гродно, Солигорский стройтрест, Автобусный парк №3 Борисова, ОАО «Промжилстрой» из Могилева, Витебская и Минская центральные таможни. В общем, новинка оказалась востребованной.

Автобус «Авиор»
Автобус «Авиор». Фото автора

В нынешнем году первые автобусы «Авиор» нашли своих покупателей и в России: по данным компании «АСМ-холдинг», регистрации новых автобусов борисовского производства за январь – ноябрь составили как минимум 8 единиц. За этот же период в России было реализовано 9 «Неманов». 

В сравнении: 0