

Когда-то все мы дружно смеялись над забавными и нелепыми китайскими клонами известных брендов. Казалось, что на большее китайцы не способны. Но прошло всего несколько лет, и не до смеха стало уже европейским и американским автопроизводителям. Китайский автопром сделал заметный рывок: нанял зарубежных дизайнеров, вложился в технологии и сумел предложить цены, конкурировать с которыми непросто. Но у этой медали есть и обратная сторона: чтобы удержать низкую цену при высокой конкуренции, но сохранить маржу, китайцы экономят на всем, чем могут. Есть вещи, скрытые от посторонних глаз, о чем узнаешь уже в процессе эксплуатации, а есть явные, не заметить которые нельзя и которые делают жизнь автовладельца удобнее. По ним мы и пройдемся.
Задняя щетка стеклоочистителя
Теорий о том, почему в китайских авто нет заднего дворника, как минимум две. Первая гласит о том, что на большинстве китайских кроссоверов и хэтчбеков заднее стекло имеет сильный наклон. При такой геометрии воздушный поток во время движения лучше обдувает стекло, унося с собой грязь и воду.

Вторая – чисто прагматическая. Дворник – это моторчик, проводка, трапеция/крепления, кнопка управления, форсунка омывателя, дополнительная электроника. В сумме – это деньги, пусть и небольшие. Но в массовом производстве эти «копейки» превращаются в серьезную цифру. Впрочем, некоторые бренды уже заметили, что на экспортных рынках это стало проблемой – люди начали массово жаловаться на их отсутствие. Поэтому новые модели все чаще выходят уже с опциональным или штатным задним дворником – особенно в Европе, на Ближнем Востоке и в СНГ.
Брызговики
Брызговики, казалось бы, копеечная опция, но и ее нет во многих авто, причем не только китайских. Этим, к примеру, грешит концерн VW.

И тут дело не в том, что в каком-то климате брызговики – необязательный атрибут. Скорее это дополнительный источник заработка для дилеров, а в последние годы – и маркетплейсов.
Подкрылки
Подкрылки – это как раз та деталь, которую производители намеренно выводят за рамки базовой комплектации, потому что она одновременно и дешевая, и проблемная, и отлично продается «потом». Их все чаще нет с завода, причем не только у китайских авто, но и у многих других, особенно ориентированных на рынки США, Европы, Юго-Восточной Азии и самого Китая.

В наших условиях для водителя – это первая вещь, которую приходится покупать «в довесок», ведь это защита от летящего из-под колес песка и грязи. И на пути от производителя до потребителя на четырех кусках пластика зарабатывают все.
Один ключ
Один ключ – это не «случайность завода», а часть общей логики экономии и упрощения комплектации. Полноценный современный ключ – это не просто кусок железки, складываемый в пластиковый брелок. Это радиомодуль, чип иммобилайзера, иногда – батарея, антенна, NFC, UWB и прочее, корпус с герметизацией, прошивка и кодирование. И если умножить стоимость ключа на 100–300 тысяч автомобилей в год, то получается экономия в миллионы долларов.

Некоторые бренды не убирают второй ключ, а заменяют его на механическую вставку в виде аварийного ключа без функций или пластиковую карту. Но по факту в случае утери ключа все равно придется делать новый.
Шторка багажника
Еще один аксессуар, который всегда был в авто, но почему-то исчез с приходом «китайцев», – шторка багажника. Это один из самых характерных признаков комплектовки по минимуму. На первый взгляд ситуация кажется странной: деталь недорогая, простая, удобная, но у производителей на это есть вполне прагматичные причины.

Во-первых, для самих китайцев отсутствие шторки – это совершенно нормально. Большая часть автовладельцев там редко возит вещи на дальние расстояния, сумки и пакеты чаще ставят на сиденья или в ногах переднего пассажира. Прятать багаж им банально не актуально. Во-вторых, шторку выгодно продавать как аксессуар. В этом плане она – идеальный «доп»: в ее изготовлении нет технической сложности, стоит она копейки, не требует специалиста для установки, а продается в 5–10 раз дороже.
Теплые опции
Первые авто из Китая, прорвавшиеся на наш рынок, часто не имели теплых опций, причем даже в топовых комплектациях премиальных моделей. Этот факт продавцы в Беларуси объясняли теплым климатов в Китае. Но, во-первых, Китай большой и там есть довольно холодные регионы. А во-вторых, если вы хотите поставлять автомобили на экспорт, то перед этим было бы неплохо поинтересоваться потребностями рынка.

Но нужно отдать должное китайским производителям – они довольно быстро реагируют на запросы, и сейчас в их авто есть хотя бы подогрев сидений, пусть даже опциональный.
Ну и, как всегда, не сбрасываем со счетов фактор экономии. Пакет теплых опций требует не только кнопки и нагревателей, но и более мощный генератор, реле и проводку, защиту от перегрева, отдельные алгоритмы управления, сертификацию и дополнительные тесты. А это увеличивает себестоимость автомобиля и усложняет сборку.
Экокожа вместо привычных отделочных материалов
Одна из самых показательных точек экономии и вместе с тем одно из самых правдоподобно объясняемых решений – это замена натуральной кожи искусственным аналогом. Для внутреннего покупателя в Китае важнее, как салон выглядит сейчас, чем то, что с ним станет через несколько лет интенсивной эксплуатации автомобиля.

Плюс экокожу проще сертифицировать. Для производителей электромобилей и гибридов, где экологичность становится маркетинговым столпом, это особенно удобно. Да и сам материал выглядит премиально, позволяет создавать сложное оформление (контрастные вставки, двойные строчки, светящиеся швы, рисунки под люкс), а стоит относительно недорого. То есть это осознанная стратегия: делать красиво и технологично при минимальной себестоимости, жертвуя долговечностью и тактильным качеством.
Сенсорные экраны вместо физических кнопок
С позиции маркетинга салон авто без физических кнопок – это чистый, современный и дорогой дизайн без лишнего визуального шума. Но самое главное: сенсорный экран намного дешевле в производстве. В то же время для физической кнопки нужен корпус и механизм, пружина или микропереключатель, отдельная плата, проводка, подсветка, в конце концов – ей нужно найти правильное место и красиво вписать в дизайн интерьера.

К тому же можно поставить один экран на все комплектации и менять только программную начинку. При этом не нужно проектировать разные блоки кнопок, создавать новые элементы под рестайлинг, держать склад с десятками видов переключателей. И если физическая кнопка сделана неудачно, то это проблема на годы. А если меню сенсорного экрана получилось неудобным, то производитель просто выпускает обновление.
Радио – только через интернет
По той же причине, по которой производители отказываются от физических кнопок в пользу экрана, они отказываются и от FM-/AM-радио в пользу интернет-потоков. Интернет-радио не требует ничего отдельного, лишь соединения с сетью через SIM или Wi-Fi. Для производителя это серьезная экономия на каждом автомобиле.

Для современных EV и гибридов отказ от классического радио продиктован еще и тем, что сами автомобили создают электромагнитные помехи. Чтобы радио работало чисто, нужно ставить дополнительные фильтры и экранирование, а это снова деньги.
Тонкое ЛКП
Тонкое лакокрасочное покрытие – одна из самых обсуждаемых особенностей современных автомобилей, и китайские здесь не исключение. Главная причина – мировые требования по снижению вредных выбросов. Многие компоненты старых красок теперь запрещены экологическими нормами. Поэтому производители вынуждены переходить на краски на водной основе, а они заметно слабее прежних.

К тому же на современных линиях покраски работают роботы, которые наносят ЛКП ровно столько, сколько заложено в алгоритм. А этот алгоритм рассчитан на минимально допустимую толщину, чтобы экономить материал.
Слабая шумоизоляция
Причина не в том, что производители разучились делать нормальные, «тихие» машины, а в том, что изменились технологии, требования рынка и экономика производства. Многие старые, действительно эффективные шумопоглотители больше нельзя использовать из-за токсичных смол, недостаточной огнестойкости и выделения летучих веществ. Поэтому производители переходят на более «чистые», но менее эффективные материалы. Тишины они дают меньше, зато вписываются в нормы.

Отсутствие запасного колеса
Одна из самых заметных жертв современного автопрома в угоду экономии – отсутствие запасного колеса. Китайские бренды здесь просто следуют глобальной тенденции.
Запасное колесо весит 15–20 кг, докатка – 10–13 кг. Для бензинового авто это расход топлива, для электромобиля – минус километры запаса хода. Производитель смотрит на это так: убрали колесо → машина легче; машина легче → меньше расход или больше запас хода; меньше расход → лучше результаты на сертификационных тестах. А тесты – это маркетинг, цифры, продажи.

Производство EV и гибридов вообще «выдавило» колесо наружу. Нижняя часть кузова этих авто занята батареей, силовыми кабелями, охлаждением высоковольтной системы, усилителями и дополнительными балками. Места для запаски реально нет.
При этом даже само отсутствие ниши под запаску упрощает конструкцию кузова, а убрав запасное колесо и все, что с ним связано, производитель экономит десятки долларов на каждом авто, а в масштабе – это миллионы.
Есть и другой момент: запаска в задней части кузова может изменять поведение автомобиля при ударе сзади и мешать распределению деформации. Поэтому запаску убирают еще и по соображениям безопасности.
Тотальная экономия на всем – это общемировой тренд
Без всех этих мелочей автомобиль обходится дешевле в производстве, а чем ниже цена, тем легче его продать. При этом продавцам можно еще дополнительно заработать на «допах». Но эта экономия не касается потребителей: они платят за авто столько же, а то и больше прежнего, потому что цены постоянно растут.
В итоге получается, что после доплаты за все то, что не доставили на заводе, начальная цена автомобиля для его владельца увеличивается серьезно, а человеку еще нужно сделать антикор, оклейку пленкой (чтобы защитить то самое слабое ЛКП), купить зимние колеса и оформить страховку, потому что стоимость запчастей и кузовных деталей улетает в космос. И когда некоторые говорят, дескать, нашлись деньги на новую машину – найдутся и на все остальное, то они до конца не осознают масштаб расходов, которых сегодня не получится избежать.
Что же касается «жадности» конкретно китайских автопроизводителей, то это не всегда именно она. В ряде случаев это банально незнание потребностей экспортного рынка. Но и без экономии, конечно, в наше время никак. Поэтому, покупая новый автомобиль китайского производства, нужно подготовиться к тому, что в нем может не быть привычных вещей и опций, которые нам всегда казались неотделимыми от авто.

