

Вы заметили, как изменилась роль водителя за последние годы? Еще недавно именно человек «думал» за автомобиль, оценивал дорогу, скорость. Сегодня часть этих решений все чаще берут на себя системы авто. Но насколько мы близки к настоящему автопилоту и где проходит граница между умной помощью и полной автономией?
Уровни автономности: где заканчивается помощь и начинается автопилот
Когда люди слышат слово «автопилот», то зачастую представляют машину будущего, которая не нуждается в водителе и все делает сама. Но привычный нам круиз-контроль – это тоже своего рода автопилот. Просто другого уровня.
Согласно классификации от SAE International (стандарт J3016) есть 6 уровней автопилота:
- уровень 0 – водитель выполняет все функции сам, но у него могут быть электронные помощники. Например, электронная система контроля устойчивости автомобиля (ESC) или система экстренного торможения (AEB);
- уровень 1 – система помогает водителю либо с рулением, либо с ускорением/торможением. В качестве помощников здесь будет либо адаптивный круиз-контроль, либо система удержания в полосе;
- уровень 2 – система одновременно управляет рулением и ускорением/торможением. Но водитель все равно следит за дорогой и готов вмешаться в любой момент;
- уровень 3 – с этого момента автомобиль способен взять на себя весь цикл управления в определенных условиях, а водитель в это время может ненадолго отвлечься. Однако, как только система подаст сигнал, человек должен взять управление на себя;
- уровень 4 – это высокий уровень автоматизации. Автомобиль управляется без вмешательства водителя, но только в ограниченной зоне или при определенных условиях. Если система не сможет справиться с ситуацией, она остановится;
- уровень 5 – полная автономность. Автомобиль способен действовать без участия человека во всех дорожных условиях.

Таким образом, только 4 и 5 уровень дают ту самую автономность, которую мы представляем, думая о машине будущего. Но в обществе эта градация часто размыта, ведь маркетологи нередко смешивают понятия, подменяя термин «автономное вождение» различными ассистентами и помощниками.
Магия или технологии: из чего состоит современный автопилот
Чтобы автомобиль мог взять на себя управление, пусть даже частично, нужно гораздо больше, чем просто хороший софт. За этим стоит целая экосистема датчиков, камер и алгоритмов, которые собирают и обрабатывают данные о дороге, окружении и поведении водителя.
Камеры – глаза системы. Они распознают разметку, знаки, пешеходов, считывают силуэты машин и даже то, как меняется освещение. Радары берут на себя то, с чем не справляется оптика: измеряют расстояние и скорость объектов. Лидар работает иначе. Он «ощупывает» пространство лазером, создавая трехмерную модель мира вокруг. Благодаря ему автомобиль точно понимает, где находятся другие машины, бордюры или человек, переходящий дорогу.

На малых скоростях в игру вступают ультразвуковые датчики. Они предупреждают близких препятствий. Например, о столбе при парковке. А GPS и высокоточные навигационные системы помогают машине понимать, где она находится с точностью до нескольких сантиметров.
За «разговор» машин друг с другом отвечают системы связи V2X. Они позволяют автомобилям обмениваться данными между собой и с инфраструктурой, тем самым предупреждая о пробках, авариях или резком торможении впереди.
Все эти элементы работают вместе, чтобы автомобиль не просто ехал, а предугадывал ситуации – и в нужный момент помогал водителю избежать ошибки.
Но ключевое место в работе автопилота все же занимает искусственный интеллект. Благодаря ИИ система не просто выполняет заранее запрограммированные действия, а учится распознавать объекты и дорожные ситуации, прогнозировать поведение других участников движения и адаптироваться к изменяющимся условиям в реальном времени.

Для того, чтобы ИИ был «живым» механизмом, используется машинное обучение. Искусственный интеллект ежедневно собирает данные из камер, лидаров, радаров и других систем. Затем, алгоритмы анализируют всю полученную информацию, выявляют закономерности, совершенствуют свои решения и тем самым повышают точность работы. Например, чтобы поменять полосу, объехать препятствие или сбросить скорость, система обучается на сотнях тысяч или даже миллионах ситуаций.
Восстание машин – когда ждать?
На 2025 год из 6 уровней автономности в нашу жизнь полноценно вошли лишь уровни 1 и 2. К ним относятся системы удержания полосы, автоматического торможения и адаптивного круиза. Да, в последние годы появляются модели уровня 3, которые могут ехать сами. Но в этих случаях либо производитель переоценивает себя, либо у автопилота есть ограничения. Пример маркетинговой подмены – Tesla и ее Full Self-Driving (FSD). Илон Маск постоянно говорит о полной автономности, хотя в реальности – это 2 уровень автоматизации с расширенными возможностями.

Официально до 3 уровня дошли не так много компаний. Яркие представители – Huawei (ADS 3.0) и Mercedes-Benz (Drive Pilot). Но у каждой системы есть ограничения. Например, автопилот от Huawei разрабатывался с учетом китайских дорожных условий и ПДД. И в основном система официально используется только в Китае и на китайских машинах. Автопилот от Mercedes-Benz – это первая система 3 уровня, которая еще в 2022 году была сертифицирована для серийного производства. Но с тех пор компания особо не расширила территорию действия. Автопилот официально разрешен только в Германии и в двух штатах США (Невада и Калифорния).
4 уровень автономности сегодня можно увидеть в нескольких городах США, где есть роботакси Waymo. Их система полностью управляет автомобилем без водителя, но только в определенных зонах. В Беларуси роботакси пока не предвидятся, но они уже возле наших границ. Яндекс планирует запустить беспилотное такси в Москве уже в 2026 году.

Уровень 5, то есть полная автономность, пока что остается технологической целью и концептом будущего. Хотя те же Tesla и Waymo тратят миллионы долларов на эти разработки.
Остается один вопрос: а готовы ли мы к тому, что водительское место станет скорее контролером системы, чем активным участником? И как скоро это все-таки случится? Ответ зависит не только от технологий, но и от правительств, инфраструктуры и общественного принятия. Но многие эксперты в области ИИ считают, что результаты мы увидим не раньше следующего десятилетия.
