

Хорошая новость для любителей и сторонников ДВС: Европейский Союз скорректировал планы по полному запрету двигателей внутреннего сгорания к 2035 году.

После напряженных переговоров между странами – членами ЕС, Еврокомиссией и Европарламентом стороны пришли к компромиссу. Цель по достижению нулевых выбросов CO₂ для новых легковых и легких коммерческих авто к 2035 году сохраняется, но теперь у ДВС появился «спасательный круг» – синтетическое топливо (e‑fuel).
Напомним: несколько лет назад ЕС принял закон, запрещающий с 2035 года продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
В чем суть изменений?
В случае одобрения на официальном уровне автомобили с двигателями внутреннего сгорания смогут легально регистрироваться и после 2035 года, но при одном важном условии: они должны работать исключительно на углеродно‑нейтральном синтетическом топливе. Этот компромисс позволит снять возражения Германии, которая активно отстаивала право на использование ДВС при переходе на экологичное горючее. А еще снизит давление автопроизводителей на Еврокомиссию в целом.
Многие автоконцерны просили учитывать техническую и рыночную реальность. В настоящий момент доля продаж чисто электрических машин среди многих брендов и без нововведений остается достаточно низкой. По данным за 2025 год, лишь около 16% новых авто в ЕС являются полностью электрическими (BEV, Battery Electric Vehicle).
Сейчас официальная позиция тех, кто выступает за смягчение, выглядит следующим образом: при сохранении жесткого запрета, европейская автомобильная промышленность может пострадать еще сильнее. Как минимум, это грозит уменьшением десятков тысяч рабочих мест – считают представители отрасли.
Что это даст на практике?
- Нулевые выбросы CO₂ к 2035 году остаются обязательной целью.
- Автопроизводители сохраняют возможность выпускать машины с ДВС, но только на e‑fuel.
- Синтетическое топливо должно быть действительно углеродно‑нейтральным: его производство и эксплуатация не должны увеличивать объем CO₂ в атмосфере.
Точные правила сертификации и контроля появятся позже.
Давление автопроизводителей
Решение стало итогом жарких споров, где столкнулись сторонники быстрого и безоговорочного перехода на электрокары, автопроизводители, обеспокоенные темпами электрификации, и Германия, защищающая интересы своего автопрома.

Примечательно, что ключевую роль в пересмотре инициативы сыграла именно ФРГ. В минувшую пятницу канцлер Фридрих Мерц направил официальное письмо председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен. В обращении Мерц призвал сохранить для автопроизводителей возможность выпускать и продавать после 2035 года не чистые ДВС, а гибридные модели разного типа.
По мнению немецкого канцлера, приоритет следует отдать развитию гибридных систем – они способны объединить лучшие качества двух миров:
- надежность и проверенную эффективность двигателей внутреннего сгорания;
- экологичность и экономичность электромобилей.
«Я попрошу комиссию разрешить эксплуатацию электромобилей с двигателем внутреннего сгорания даже после 2035 года. Гораздо целесообразнее и прагматичнее вкладывать больше усилий и средств в разработку эффективных гибридных систем», – приводит The Guardian слова канцлера.
Стоит отметить, что признаки гибкости со стороны Брюсселя были заметны и до обращения Мерца. Вице‑президент Еврокомиссии Стефан Сежурне еще в прошлую среду заявлял о готовности рассмотреть поэтапный отказ от ДВС вместо жесткого дедлайна в виде 2035 года. Официальное заявление Еврокомиссии по этому вопросу ожидалось 10 декабря, но в итоге его перенесли на конец этого месяца.
Быть или не быть ДВС после 2035-го?
В интервью немецкой газете Handelsblatt комиссар по устойчивому транспорту и туризму заявил, что письмо было «очень хорошо принято в Брюсселе». Апостолос Цицикостас подтвердил, что двигатели внутреннего сгорания продолжат использоваться и после 2035 года, но с оговоркой: только в автомобилях, работающих на возобновляемом топливе с низким уровнем выбросов, таких как синтетическое и биотопливо.
Одним из показательных примеров является углеродно-нейтральная альтернатива дизельному топливу HVO100 – это синтетическое топливо, изготовленное путем гидрирования растительных масел с помощью водорода. BMW уже использует HVO100 в качестве топлива для дизельных автомобилей, произведенных в Германии. Как утверждается, этот вид топлива сокращает выбросы на 90% по сравнению с обычным дизельным топливом.
Синтетический бензин также реален, и теоретически он может снизить выбросы на 90% по сравнению с обычным бензином. Уже несколько лет с e-fuel экспериментирует и Porsche. С конца 2022 года на заводе в Чили компания производит синтетическое топливо, используя воду и углекислый газ, переработанные с помощью энергии ветра. А в компании в Южной Америке e-fuel, как утверждается, и вовсе «производится практически углеродно-нейтральным способом».

Почему это важно?
Теперь достигнутое соглашение между заинтересованными в этом вопросе сторонами ждет официального одобрения Европарламента и Совета ЕС. Если все пройдет гладко, новые правила вступят в силу. Тогда у ДВС появится шанс на вторую жизнь в эпоху зеленой мобильности. Кроме того, решение ЕС гарантированно повлияет на глобальные стратегии автопроизводителей, включая поставки и сборку машин для Восточной Европы и стран СНГ.
Зеленые технологии в Беларуси
Что же касается наших реалий, по информации Автомобильной ассоциации «БАА», в период с января по сентябрь на рынке было реализовано 37,1 тыс. новых авто. Во многом такую цифру обеспечило появление у дилеров большего числа моделей. Особенно рынок поддержали новые гибриды и электромобили: на этот сегмент пришлись более 15% продаж.
Рост зеленого направления остается явной тенденцией белорусского авторынка: за три квартала только официальные дилеры поставили 5616 таких автомобилей против 1998 за аналогичный период прошлого года, что говорит об увеличении в 2,8 раза. Среди наиболее востребованных моделей у нас – Dongfeng Box, Voyah Free и Geely EX5.
В октябре продажи новых легковых машин в Беларуси выросли более чем на 15% по сравнению с сентябрем. Но если смотреть на показатели прошлого года, то рынок в октябре 2025-го остался примерно на том же уровне, что и в 2024-м.
Примечательно, что накануне на официальном сайте ассоциации появилась информация: публикация данных о дилерских продажах за ноябрь (январь-ноябрь) 2025г. осуществляться не будет. А это значит, что следующую официальную статистику мы узнаем уже в новом году.

