

За последние десять лет кроссоверы стали едва ли не самой популярной машиной для города. Их всё чаще выбирают семьи, а также те, кто хочет получить «всё в одной машине». Но что стоит за этим выбором и насколько он безопасен?
Дань моде и «статусу»
Кроссоверы стали не только транспортом, но и частью образа успешного человека среднего класса. Высокая посадка, массивный кузов и агрессивный дизайн воспринимают как символ современности и респектабельности.

Кроссовер (или CUV) – тип транспортного средства, в котором сочетаются черты легковых автомобилей и внедорожников (SUV). По дизайну кроссоверы часто схожи с внедорожникама: имеют многофункциональный салон и увеличенный дорожный просвет.
Исследования рынка подтверждают: покупая кроссовер, автолюбители всё чаще исходят не из рациональных критериев вроде экономичности, а из субъективных – впечатления, дизайна и социального восприятия автомобиля.
Эта тенденция заметна и в Беларуси. Реклама позиционирует кроссоверы как «правильный выбор для семьи», «машину, которая подчеркнет статус», «автомобили, подходящие для любых дорог». Покупателям они кажутся более надежными и «взрослыми». Седаны при этом все чаще оказываются на позициях «бюджетного варианта», хотя ещё десять лет назад именно они были наиболее востребованным типом автомобиля.
Когда город становится тесным
Кроссоверы могут показаться хорошим вариантом для города. Но в реальности с городской средой не дружат: их размеры сопоставимы скорее с микроавтобусами, чем с привычными легковушками.
Давайте посмотрим на модели, которые официально продаются в Беларуси. Кроссовер Jetour X50 имеет длину 4 397 мм, Changan UNI-T – 4 515 мм, BELGEE X70 – 4 544 мм, Haval F7 – 4 620 мм, а электрический Voyah Free еще крупнее: 4 905 мм в длину (почти 5 метров!)

И если в новых районах припарковать 5-метровый автомобиль еще реально, то во дворах и на стоянках, построенных в советское время, вписаться в парковочное место с такими габаритами — проблема. Ведь при проектировании парковок в СССР для расчетов использовали размеры «эталонного» автомобиля длиной всего 4,1 метра.
Именно поэтому большие кроссоверы «выпадают» из стандартных парковочных мест: они занимают больше пространства, а за счет высоты ухудшают обзор при выезде. Неудобно и для самого водителя, и для всех, кто паркуется рядом.
Безопасность как аргумент выбора
Один из главных аргументов в пользу кроссоверов – ощущение безопасности. Высокая посадка дает лучший обзор дороги, а массивный кузов воспринимается как дополнительная защита. К этому прибавим современные системы активной безопасности: автоматическое торможение, ассистенты удержания в полосе, камеры кругового обзора и прочая электронная начинка.
Исследования подтверждают, что эти ощущения не безосновательны. Более тяжелые автомобили статистически лучше защищают своих пассажиров. По данным Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS), при столкновениях вероятность серьезных травм в малых и легких машинах выше, чем в крупных и тяжелых, к которым относятся кроссоверы.

Высокий капот – опасность для пешеходов
Однако здесь есть важный нюанс. Преимущество для водителя и пассажиров кроссовера оборачивается риском для других. Если при столкновении с низкой легковушкой пешеход обычно перекатывается через капот, в случае с кроссовером удар приходится на грудь и голову. А это увеличивает риск тяжелых травм и гибели пешеходов в ДТП. По данным исследований, автомобили с линией капота выше одного метра и вертикальной передней частью на 45 % чаще приводят к смертельным исходам при наездах на пешеходов, чем модели с низким и покатым капотом. А увеличение высоты края капота на 10 см увеличивает вероятность гибели пешехода на 22%.
Выходит, массивный кроссовер может стать убийцей на дороге? Именно так. Кроссоверы делают дорогу безопаснее для своих пассажиров, но опаснее для окружающих.Кроссоверы делают дорогу безопаснее для своих пассажиров, но опаснее для окружающих.

Насколько устойчивы кроссоверы и причем тут «лосиный тест»
Центр тяжести у кроссоверов выше, чем у легковых автомобилей. И это делает их менее предсказуемыми при резких маневрах. Для проверки таких ситуаций существует международный стандарт ISO 3888-2 – так называемый «лосиный тест», который имитирует внезапный объезд препятствия и возвращение в полосу движения. Подобные маневры требуются не только на загородной трассе при встрече с животным, но и в городе – когда на дорогу внезапно выбегает ребенок или выезжает велосипедист.
Результаты показывают: кроссоверы чаще, чем седаны и хэтчбеки, испытывают проблемы с прохождением теста. С электрическими кроссоверам ситуация другая – у них, за счет низко размещенной тяжелой батареи, центр тяжести смещен вниз, и это делает их более устойчивыми.

Опасность для экологии – насколько она значительна?
Новые модели кроссоверов в смешанном цикле потребляют 6-8 литров бензина на 100 км – не намного больше, чем те же седаны, но в условиях города разница становится значительней.
Постоянные пробки, разгоны и торможения увеличивают расход именно у тяжелых автомобилей. А на годовых пробегах в 15–20 тысяч километров это означает сотни литров дополнительного топлива и увеличение углеродного следа.
Все это не умаляет того, что кроссоверы стали символом современного автопарка. Их выбирают ради универсальности, высокой посадки и надежности. Они удобны для семьи, дают чувство защищенности и подчеркивают статус владельца. Но по сути этот выбор упрощает жизнь одному человеку – и усложняет всем вокруг.


