БутикАвто — покупка и продажа авто в Минске
Нужен хороший авто - Вам в BUTIKAVTO
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375(29) 601-24-65
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375 (29) 303-82-47
г. Орша, ул. Пограничная улица, 2А
+375 (29) 681-24-12
г. Гомель, ул. Жукова, 23
+375(29) 658-32-65
г. Солигорск, ул. Октябрьская, 40
+375(29) 658-57-16
Лидский р-н, аг. Ёдки, ул. Придорожная, 7А
+375(29) 658-43-31
г. Гродно, ул. Тавлая, 1
+375(44) 737-48-24
г. Бобруйск, ул. Крылова, 21
+375(29) 658-91-67
г. Барановичи, ул. Тельмана, 205
+375(29) 658-91-68
г. Барановичи, ул. Наконечникова, 31В
+375(44) 720-40-71
г. Борисов, ул. Галицкого, 2
+375(44) 738-32-29
г. Могилев, ул. Мовчанского, 4-Б
+375(29) 658-77-83
г. Витебск, ул. Воинов Интернационалистов 31
+375(29) 658-57-23
г. Молодечно, ул. Тамары Дудко, 1А
+375(44) 756-57-72
г. Мозырь, ул. Гагарина, 99
+375(29) 302-84-76
г. Полоцк, ул. Юбилейная, 10а
+375(29) 615-13-29
г. Пинск, ул. Рокоссовского, 17В
Минск
ГлавнаяАвтожурналГрязные электромобили: кого обманывают автопроизводители
Грязные электромобили: кого обманывают автопроизводители
Грязные электромобили: кого обманывают автопроизводители
2 дня назад
75

Грязные электромобили: кого обманывают автопроизводители

author
Валерия Попкова

Сегодня зеленая тема стала не только трендом, но и инструментом продаж. А автопроизводители давно убеждают нас, что переход на электромобили – это прямой путь к спасению планеты. Но действительно ли все так однозначно? Чтобы ответить на это честно, нужно взглянуть на весь жизненный цикл электромобиля – от добычи материалов до утилизации батареи.

Почему электромобили называют экологичными?

Первое и самое очевидное преимущество электромобилей – нулевые локальные выбросы. Другими словами, такой транспорт не загрязняет воздух там, где он двигается: если нет трубы, то нет и CO₂, NOx и прочей химии, от которой страдает планета, воздух и наш организм. В реальном городском цикле разница колоссальная: электромобиль не выбрасывает ничего, пока движется, а автомобиль с ДВС превращает топливо в «химию» на каждом километре.  

Еще один плюс электродвигателя – высокий КПД. У электрического мотора другая физика работы: энергия почти полностью уходит на движение, а не пропадает в виде тепла, шума и вибраций. В цифрах это выглядит так: электродвигатель использует до 80–90% энергии, у ДВС лишь около 25% энергии превращается в движение, все остальное – потери. Получается, что на ту же дистанцию электромобиль тратит меньше ресурсов и, следовательно, может быть более экологичным в долгосрочной перспективе. Кроме этого, у электромобиля низкие эксплуатационные затраты: они не требуют замены масла в двигателе, свечей, фильтров.

Электромотор
Электромотор. Фото topgear.com

Третий тезис в пользу электричек – энергетическая гибкость. Электричество можно вырабатывать разными способами: от солнечных панелей и ветра до АЭС. И в странах, где доля «чистой» энергии высока, электромобиль действительно дает гораздо меньший углеродный след. Фактически если заряжать его от возобновляемых источников, то это действительно почти безвредный для природы транспорт.

И последний, но немаловажный плюс – низкое шумовое загрязнение. Вы уже наверняка знаете, что электромобили тихие – почти бесшумные. В городах это напрямую влияет на качество жизни: меньше вибраций, меньше фонового шума, меньше раздражающих факторов. Так что часть экологичности электромобиля – это не только про воздух, но и про комфорт городского пространства. 

Электромобиль
Фото belgravesoflondon.com

Электромобиль не загрязняет воздух на дороге, но делает это раньше

Отсутствие выхлопа и сопутствующие плюсы – это полдела. Чтобы довезти электрокар до автосалона, природе все равно приходится заплатить: львиную долю его углеродного следа формирует именно производство. И здесь начинается совсем другая история – гораздо менее романтичная.

Самый энергоемкий и «грязный» этап – производство аккумулятора. Литий, никель, марганец, кобальт, графит – для начала все это нужно добыть. Кобальт в основном добывают в странах Центральной Африки, нередко вручную, в шахтах, где используется тяжелый труд. Литий добывают из соляных озер в Южной Америке, что приводит к истощению водных ресурсов. Никель – из руды, переработка которой дает огромное количество выбросов и отходов. После этого начинается переработка, доставка на завод и другие сложные процессы. 

Добыча кобальта
Добыча кобальта. Фото www.washingtonpost.com

На каждом этапе производственная цепочка сопровождается высокими энергозатратами и выбросами парниковых газов. По разным оценкам, производство электромобиля генерирует на 30–70% больше CO₂, чем производство машины с ДВС. И виноват не кузов, не мотор, а именно батарея. Производство одного аккумулятора средних размеров может выделить в атмосферу столько углекислого газа, сколько обычный автомобиль за 1–2 года эксплуатации. Чтобы электрокар «отбил» свой углеродный след и действительно стал экологичнее автомобиля на бензине, нужно проехать несколько десятков тысяч километров в зависимости от источников электроэнергии. В странах с угольной генерацией это произойдет через 100–150 тыс. км, при высокой доле АЭС и ВИЭ – уже через 20–40 тыс. км. То есть электротранспорт действительно может быть экологичнее – но только в долгую и только при «чистой» электроэнергии.

 

Зарядка электромобиля
Зарядка электромобиля. Фото из архива редакции

Утилизация аккумуляторов: проблема, о которой предпочитают не говорить громко

Даже самая современная батарея не вечна. Спустя 8–15 лет ее придется утилизировать. И вот здесь начинается еще одна история: она менее заметна, редко звучит в рекламных роликах, но имеет огромное значение. Литий-ионный аккумулятор – это химически сложный, опасный и трудно перерабатываемый объект. И его утилизация – настоящий экологический вызов. 

На бумаге все красиво: переработка позволяет вернуть до 90% редкоземельных металлов. Но реальность пока намного скромнее. Во-первых, инфраструктура по переработке только формируется. Заводов мало, технологии дорогие, а логистика таких операций – сложная и небезопасная. Во-вторых, далеко не все батареи доходят до переработки своевременно: часть оказывается на обычных свалках, из-за чего возрастает риск утечки токсичных веществ в почву и воду.

Свалка аккумуляторов
Свалка аккумуляторов. Фото waste360.com

Да, многие производители предлагают аккумуляторам «вторую жизнь»,  используя их в домашней или промышленной системе хранения энергии. Это хорошая практика, но она только откладывает момент, когда батарея окажется перед необходимостью переработки. И когда этот момент наступает, все упирается в те же проблемы: энергоемкость процесса, необходимость сортировки, наличие токсичных компонентов и высокий риск возгорания.

И пока мировой автопарк электромобилей растет быстрее, чем развивается инфраструктура переработки, экологический хвост от аккумуляторов только увеличивается. Это не отменяет плюсов электрокаров, но делает картину более честной и многогранной.

Электромобили – не волшебная кнопка «спасти планету», но и не обман

Экологичность электромобилей – не миф, но и не абсолютная истина. Да, они действительно улучшают качество воздуха в городах, уменьшают уровень шума и снижают локальные выбросы практически до нуля. И в странах, где используется «чистая» энергия, их углеродный след в долгосрочной перспективе действительно меньше, чем у машин с ДВС.

Электромобиль
Фото theguardian.com

Однако существует и другая сторона: производство батарей остается энергоемким и вредным, добыча металлов вызывает экологические и социальные вопросы, а утилизация аккумуляторов до сих пор не решена на уровне промышленного стандарта.

Поэтому электромобиль – не «зеленая панацея», а инструмент, который может быть экологичным, но лишь при правильной энергетике, разумном производстве и эффективной переработке. И вместо того чтобы верить слоганам, важно смотреть на жизненный цикл целиком. Только так можно понять, действительно ли электротранспорт – путь в экологичное будущее или это лишь очередной компромисс на пути к нему.

В сравнении: 0