

2025 год подходит к концу, и самое время оглянуться назад. Белорусские производители грузовой техники в этом году отметились рядом заметных премьер. Какие из них станут по-настоящему знаковыми – покажет время. Но уже сейчас можно выделить несколько очевидных вех.
Белорусский автозавод
БЕЛАЗ традиционно ассоциируется с карьерными самосвалами, однако в 2025 году завод вновь напомнил о своей компетенции в создании сложной специализированной техники.
Например, весной по заказу металлургического предприятия из Свердловской области был изготовлен БЕЛАЗ-79221 – новый транспортер раскаленного жидкого шлака, который образуется в литейном производстве. Машина получила новый механизм для захвата и кантования 11-кубовой чаши с поворотом на 180 градусов, что позволяет выгружать даже застывший шлак. БЕЛАЗ-79221 также оснащен 480-сильным дизелем с электронным блоком управления и имеет грузоподъемность 80 тонн. А чтобы предотвратить расплескивание жидкого шлака, максимальная скорость ограничена до 16 км/ч.

Другой уникальный проект – БЕЛАЗ-79212 для БелАЭС. Семиоcный спецтранспортер грузоподъемностью 150 тонн предназначен для перевозки контейнеров с отработанным ядерным топливом по территории самой атомной станции. Ключевая особенность машины – двухпостовое управление и высокая маневренность за счет поворотных осей. Также спецтранспортер комплектуется 430-сильным турбодизелем, а максимальная скорость движения с полной нагрузкой составляет всего 8 км/ч. Пустая машина может разгоняться до 15 км/ч.

Но настоящей сенсацией стал первый в истории завода автогрейдер БЕЛАЗ-79770 массой 70 тонн. Ранее подобную технику выпускали только два производителя в мире – БЕЛАЗ стал третьим. Белорусская новинка оснащена 600-сильным двигателем, гидромеханической трансмиссией собственной разработки и грейдерным отвалом шириной 7,3 метра. Грейдер также получил комфортабельную кабину, соответствующую всем стандартам безопасности. Она имеет большую площадь остекления, что в сочетании с современной системой видеонаблюдения дает оператору полный обзор рабочей зоны.

Осенью завод также представил газодизельный самосвал БЕЛАЗ-7513W грузоподъемностью 130 тонн. Его «фишка» – уникальная система управления подачей топлива, которая позволяет максимально эффективно оптимизировать соотношение поступающего в цилиндры дизеля и сжиженного природного газа (СПГ). В результате замещение солярки в газодизельном режиме может доходить до 50%, что дает экономию топлива около 35%. При этом мощность нового самосвала – 1600 л.с., а заправочные объемы (1400 литров СПГ, 1900 литров солярки) обеспечивают 12-часовой цикл работы без дозаправки.

Еще один важный итог года – демонстрация кабины нового поколения для карьерных самосвалов. После опроса десятков водителей в конструкцию внесли 57 изменений. Например, педальный узел стал регулируемым по глубине, появился охлаждаемый ящик для хранения и 10-дюймовый планшет с предустановленной системой интеллектуального мониторинга. По отзывам водителей, успевших посидеть в новой кабине, все получилось стильно, современно и очень удобно. Серийное внедрение ожидается в 2026 году.
Минский автозавод
На протяжении всего года «мазовцы» не переставили удивлять новинками. Но в своем обзоре мы решили не придерживаться хронологии, а начать с самых ярких и знаковых проектов.
Главная премьера – мусоровоз MAЗ-GTe с электрическим приводом. Машина получила низкопольную кабину с ровным полом, современное рабочее место водителя и запас хода до 200 км благодаря батарее на 256 кВт·ч. Осенью мусоровоз передали в опытную эксплуатацию, а серийный выпуск ожидается в 2026 году.

Продолжилось развитие гибридного тягача MAZ-X. В сентябре на выставке «ИННОПРОМ. Беларусь» завод представил усовершенствованную (предсерийную) версию. Она получила обновленный дизайн, улучшенную эргономику и более мощную силовую установку. По заявлению руководства МАЗа, машина вплотную приблизилась к серийному производству.

Значительно расширилась линейка газомоторной техники. Среди ключевых новинок – рестайлинговые магистральные тягачи на СПГ и КПГ. Также «мазовцы» впервые перевели на газ трехосный тягач для буксировки ПАГЗ – МАЗ-64А02N. Еще один газомоторный грузовик наверняка заинтересует многих коммунальщиков. Это комбинированная дорожная машина КДМ-591223-С40 – совместный проект Минского автозавода и смоленского завода спецтехники «СМОЛМАШ». Кто-то из российских специалистов, увидев новинку на выставке, сказал: «Это будет революция в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

В сегменте магистральных перевозок выделяется седельный тягач МАЗ-64102L (6×2) с рестайлинговой кабиной, дисковыми тормозами, современной ходовой частью и запасом хода до 1800 км. Тягач предназначен для буксировки автопоездов с технически допустимой общей массой 44 тонны, максимальная нагрузка на ССУ – 16,7 тонны.

Интересным нишевым проектом стал изотермический фургон «Купава 673100», разработанный под требования логистики ресторанных сетей. Изюминка кузова – возможность быстрого монтажа секций, с возможностью перевозки грузов в разных температурных режимах (от +6 °C до -180 °C).
СП ЗАО «МАЗ-МАН»
В 2025 году завод «МАЗ-МАН» представил линейку автомобилей нового поколения с кабиной собственного производства. Наиболее заметная модель – самосвал МАЗМАН-754459 с колесной формулой 8х4 и полной массой 50 тонн. Конструкторам удалось снизить снаряженную массу модели до 17 000 кг, благодаря чему грузоподъемность достигла 33 тонн – это самый высокий показатель в классе.

Кроме четырехосного самосвала, в новом семействе МАЗ-МАН также появились полноприводный трехосный самосвал и седельные тягачи с колесными формулами 6х6 и 8х8.
Минский завод колесных тягачей
В начале года Минский завод колесных тягачей представил новый специализированный автомобиль для МЧС на базе шасси МЗКТ-45030А-010 с модульным кузовом и независимой подвеской. Модель предназначена для оперативной доставки спасателей и спецоборудования к месту возникновения ЧС природного и техногенного характера. А также для проведения поисково-спасательных работ в завалах разрушенных зданий и мероприятий по поиску и оказанию медицинской помощи пострадавшим. К месту ЧС такие спецавтомобили могут доставляться в том числе с помощью авиатранспорта.
Также на выставке MILEX-2025 Минский завод впервые показал танковый транспортер «Першерон» (так называется порода тяжелоупряжных лошадей). Под необычным именем скрывается автопоезд полной массой 95 тонн с бронированной кабиной, предназначенный для перевозки гусеничной техники по любым дорогам и бездорожью.
В 2025 году белорусский автопром наглядно показал, что способен развиваться сразу в нескольких направлениях – от сверхтяжелой специализированной техники до электрических и газомоторных решений. Эти новинки важны не только как отдельные продукты, но и как индикатор системного движения отрасли в сторону эффективности, технологичности и адаптации к новым требованиям рынка.












