Китайские власти с 1 января 2026 года ввели запрет на экспорт новых автомобилей под видом подержанных. Условно подержанные авто, не проехавшие ни одного километра, должны быть зарегистрированы в местном ГАИ и отстояться в течение 180 дней. Только после этого их можно будет экспортировать из Поднебесной.

Сегмент «подержанных автомобилей без пробега» – машин, которые официально регистрировались в стране, но фактически не эксплуатировались, оставались с заводской пленкой и нулевым или символическим пробегом – возник в Китае достаточно давно. Такие автомобили активно экспортировались на международные рынки – в страны Азии, Африки и Центральной Европы, – а также в Беларусь зачастую по более низким ценам, чем официально новые автомобили.
Новые правила устанавливают принципиальное требование: автомобиль может быть вывезен как подержанный только после того, как он будет зарегистрирован в КНР и будет находиться в стране не менее 180 дней с момента первой регистрации. Более того, для машин, с момента регистрации которых прошло менее года, экспорт будет возможен только при наличии официального письменного подтверждения производителя о наличии послепродажного обслуживания в стране назначения.
Как поясняют отраслевые источники, такое правило нацелено на закрытие лазейки, позволяющей продавцам обходить обычные требования для экспорта новых автомобилей, и связано со стремлением улучшить качество поставок, а также снизить риски для иностранных покупателей, которые часто сталкиваются с проблемами обслуживания таких машин в своих странах.
По оценкам экспертов, доля машин с нулевым пробегом среди экспортируемых подержанных авто могла составлять значительную часть всех таких операций в 2024–2025 годах, поскольку внутренний рынок Китая испытывает кризис перепроизводства.
Новые правила не запрещают экспорт подержанных автомобилей, но существенно повышают требования к документальному сопровождению и послепродажной поддержке, что однозначно повлияет на параллельный импорт дешевых китайских машин для дилеров и частных импортеров.

