

Mercedes-Benz W196 R: «Формула-1», которая пережила своих соперников
Ретроавто – это не просто машины, а настоящие произведения искусства и символы целой эпохи. Их нельзя повторить, их история – единственная, поэтому они привлекают коллекционеров, способных платить за них миллионы долларов. Мы собрали для вас пять машин, которые стали символами безумия, наследия и больших денег.
Mercedes-Benz W196 R – один из самых успешных гоночных автомобилей своего времени и настоящий символ эры «Формулы-1» 1950-х годов. Болид, на котором Хуан Мануэль Фанхио переписывал историю «Королевских гонок», сегодня стоит дороже, чем многие современные команды F1. В 2013 году один из сохранившихся экземпляров был продан за $29 млн.

W196 R прошел свой путь в самом буквальном смысле: на нем гоняли, его настраивали, он видел трассы Европы не со стендов, а из кокпита. Это не музейный экспонат, а переживший сезон боец. Боец, который в 1954 году стал инженерной революцией. W196 R оснащен передовым для своего времени 2,5-литровым рядным 8-цилиндровым двигателем с прямым впрыском, что обеспечивало высочайшую производительность и надежность. Этот автомобиль – не просто гоночная машина, а живой кусок истории автоспорта. А после десятилетий хранения в частных руках он стал самым дорогим гоночным Mercedes, когда-либо проданным публично.
Ferrari 335 Sport Scaglietti: скорость как инструмент победы
Ferrari 335 Sport Scaglietti – еще одна икона гоночного спорта 1950-х годов. Всего было выпущено четыре экземпляра, что делает автомобиль невероятно эксклюзивным. А в 2016 году 2704 GT, самый известный из четверки, был продан на аукционе в Париже за $35 млн. На момент продажи это был второй по стоимости автомобиль в истории после Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupé, который также есть в нашем топе.

Ferrari 335 Sport Scaglietti выступала в Mille Miglia, 12 Hours of Sebring и 24 Hours of Le Mans. Автомобиль оснащался четырехлитровым V12 мощностью 390 л.с., что делало его одним из самых быстрых спортпрототипов своей эпохи. Максимальная скорость превышала 300 км/ч – невероятный показатель для середины 1950-х. Эта модель – наглядное свидетельство эпохи, когда инженеры Ferrari стремились к созданию машины, способной побеждать не за счет комфорта или технологических изысков, а благодаря чистой, ничем не ограниченной скорости.
Bugatti Type 57SC Atlantic: редкость, определившая лицо довоенного автодизайна
В середине 1930-х годов Bugatti Type 57SC Atlantic стал символом роскоши и технического совершенства. Его кузов легко узнается по выгнутой, почти биоморфной форме и характерному внешнему гребню-«шву», который тянется от носа до кормы. Это особенность не декоративная, а функциональная: ранняя версия машины проектировалась под кузов из магниевого сплава, который невозможно было сваривать – отсюда и потребность в клепаной центральной линии. Хотя в серийных автомобилях использовался алюминий, дизайнерский след этой инженерной необходимости остался, превратившись в визитную карточку модели.

Под обтекаемым кузовом скрывался рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, оснащенный механическим нагнетателем. Мощность составляла примерно 200 л.с., что в 1930-е годы считалось выдающимся показателем. А за счет небольшой массы и тщательно настроенного шасси Atlantic мог разгоняться до 200 км/ч – скорости, которая в ту эпоху была доступна лишь гоночным автомобилям.
На сегодняшний день сохранилось всего 4 экземпляра, и каждый из них является национальным достоянием. Причем довольно дорогим: стоимость одного экземпляра превышает $40 млн.
Ferrari 250 GTO: автомобиль, который живет по законам искусства
Да, еще один Ferrari. Дело в том, что на мировом аукционном рынке есть своя жесткая реальность: выше $30 млн продавались только Ferrari, Bugatti и Mercedes-Benz. Ни Jaguar, ни Aston Martin, ни Alfa Romeo, ни Porsche, ни Bentley никогда не достигали этой планки на публичных торгах.
Теперь вернемся к автомобилю. О Ferrari 250 GTO 1960-х говорят так, будто речь о полотне старого мастера – не о машине. И действительно: за всю историю автопрома было собрано всего 36 экземпляров, и каждый имеет свою длинную, насыщенную биографию.

Большинство из них начинали жизнь в гонках: побеждали в классе GT, меняли владельцев, участвовали в европейских чемпионатах… И почти все дожили до наших дней, что само по себе редкость. Отсюда и цены: в среднем машины продавались за $48–50 млн. А в 2018 году Ferrari 250 GTO был продан за $70 млн. При этом стартовая стоимость новой машины в 60-х годах составляла около $18 000.
Под длинным, вытянутым капотом скрывался трехлитровый атмосферный V12 – компактный, но выдающий почти 300 л.с. Его питали шесть карбюраторов, которые обеспечивали мотору мгновенный отклик. Все это давало разгон до сотни примерно за шесть секунд – цифру, которую тогда могли показать единицы.
Но 335 Sport Scaglietti и 250 GTO – не единственные дорогие ретро-Ferrari. Еще есть версия Series II, с обновленным кузовом и сведенной к абсолюту идеей атмосферного V12. Машина реже встречается в продаже, но каждый раз это мировое событие. Например, последний экземпляр продался за $48,5 млн. Чуть дороже, в $51,7 млн, оценили Ferrari 330 LM.

Это гоночный прототип и легендарный GTO одновременно. У машины есть все, что не дает коллекционерам спокойно спать: карьера в Scuderia Ferrari, участие в Nürburgring 1000 km, экипажи с Парксом и Бандини, а позже – почти четыре десятилетия тихой жизни в руках одного владельца, который хранил ее, как святыню.
Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupé: легенда, которую никто не ожидал увидеть в продаже
Если проводить аналогию с искусством, то Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupé – это раритет, который обычно находится в хранилище музея и его никому не показывают. В мире существует лишь два экземпляра. Один навсегда останется в музее Mercedes. Второй – тот самый, что был продан в 2022 году за ошеломляющие $156 млн.

Название машины носит имя ее создателя – Рудольфа Уленхаута, инженера-гения, который сделал спорткар, опередивший время. Он ездил на нем как на личном автомобиле, мчась по автобанам со скоростью, недоступной большинству машин XXI века. Внутри – 3,0-литровый рядный 8-цилиндровый двигатель. В зависимости от конфигурации мотор развивал около 302 л.с. и позволял автомобилю достигать максимальной скорости в 285 км/ч, что делало его самым быстрым дорожным Mercedes своего времени. И хотя 300 SLR никогда не участвовал в гонках, модель все равно стала символом технического перфекционизма Mercedes-Benz и одним из самых ценных автомобилей в истории.
