

Мы познакомились с Леоном в нашем офисе. Тогда он пришел с мамой и, пока она решала свои вопросы, играл с моделями машинок, которые расставлены на полках в редакции автожурнала BUTIKAVTO.BY. Оказалось, что у малыша дома есть своя большая коллекция игрушечных автомобилей. И вот накануне праздников мы приехали к маленькому коллекционеру в гости.
Начало коллекции: первая игрушечная машинка
Леону почти шесть лет, и в его коллекции уже насчитывается не менее 150 автомобилей средних размеров и примерно столько же маленьких моделей разных марок. А самым первым предметом коллекции стал желтый пластмассовый автобусик.

– Она классная, до сих пор сигналит и заводится, – рассказывает Леон и сразу показывает последнее приобретение. – А вот эта – самая новая, она военная, и у нее еще есть большой кузов.
Оказывается, машинки живут не только на виду. Часть из них – те, что в масштабе 1:64, – на специальной полке за дверью.
Семейная история коллекции – машинка из папиного детства
Наш разговор переходит к происхождению коллекции, и тут Леон показывает старую машинку:
– Это – папина. Он играл с ней, когда был маленький.
Татьяна, мама мальчика, рассказала, что Леону было 4 года, когда его папа Алексей дал ему поиграть со своей машинкой – с тех пор она осталась у ребенка. Теперь стало ясно, что у коллекции есть не только настоящее, но и семейная история. И даже география.

– Мы много путешествуем, – рассказывает Татьяна. – Когда Леону было 2 года, мы впервые отправились в Армению. Туда было решено взять 9 машинок – самых любимых. Через полгода была Грузия, куда помимо своих 9, везли еще 81 машинку. Итого – 90. А когда наступил момент собирать вещи и ехать дальше – на Бали, машин насчитывалось уже больше сотни. Тогда мы договорились сменить масштаб: вместо машинок 1:32 стали покупать модели 1:64 серии Hot Wheels.
Дальше по маршруту – Малайзия, потом вернулись на Бали, затем – снова любимая Армения… И даже с учетом того, что некоторые модели ломались или терялись, домой мы вернулись с целым чемоданом, доверху наполненным машинками. Зато теперь, глядя на эти «сувениры», Леон с удовольствием рассказывает, где и когда они были куплены. К слову, в Армении, видя неподдельный интерес Леона к автомобилям, водители на парковках очень часто предлагали ему посидеть за рулем своих авто и даже посигналить. Вот это было счастье! В итоге дорога в 100 метров от магазина домой могла занимать час, потому что нужно было потрогать каждую, заглянуть в багажник, нажать на аварийку...

Вообще, Леон долго не разговаривал. Но помимо привычных слов «мама» и «папа», однажды внезапно произнес: «Тата», что означало «Тойота». А это марка нашего семейного автомобиля.
Тогда мы решили разговорить его с помощью автомобильной тематики: мы подходили к машинам и перечисляли марки до тех пор, пока он не кивнет. Так сын выучил все названия брендов и «заговорил». А потом стал произносить марки на свой лад: «дихади» – «Дайхатсу», «бмб» – BMW, «дада» – «Лада». Прогресс был налицо. А дальше уже учили цифры по номерам машин.
«Чтобы открывались двери и капот»
Дома коллекция продолжала расти, но уже по определенным правилам.
– В основном он выбирает что-то из коллекции «Технопарк», – рассказывает Татьяна. – Леон не любит «ноунейм»-машинки, а там, как правило, есть значок бренда на капоте. Кроме того, важно, чтобы открывались двери, багажник и желательно капот. И, разумеется, машина, как и положено, должна быть металлической – пластиковые у него тоже есть, целая коробка, но он с ними не особо играет.
– Поскольку Леон начал брать машинки на улицу и даже в ванну во время купания, – продолжает мама, – мы перестали покупать модели на батарейках. И сейчас в коллекции большинство авто – это те, с которыми можно и в воду, и в снег, и в песок, и в грязь.

Дедушкин автосервис – где чинят игрушечные автомобили
Разговор возвращается к самим машинкам: юный коллекционер начинает перечислять цвета, показывать множество полицейских моделей и рассказывать про любимые экземпляры. Среди них – старый и современный УАЗы, Bugatti, Tesla. При этом Леон уверенно показывает, где какая стоит.
Но детская коллекция – это не про купил машинку и поставил на полку, а про активные игры с ней. Например, иногда, насмотревшись видеороликов с краш-тестами NCAP, Леон устраивает проверку и своим автомобилям.
– Но машинки страдают не только во время игр: за последнее время было несколько переездов, – рассказывает Татьяна. – Многие модели серьезно пострадали, их мы уже не восстанавливали. Но если случается какая-нибудь мелкая поломка, Леон не расстраивается. Вместо этого собирает поврежденные машинки и везет к дедушке в гараж – именно там находится их «автосервис».
Сколько же их?
В какой-то момент разговор все равно возвращается к главному вопросу – количеству «экспонатов».
– Считали, сколько их всего? – спрашиваю я.
Татьяна улыбается и сразу уточняет:
– Точного количества мы не знаем. Дома насчитали 128 штук – средних металлических. Еще около сорока – в доме у бабушки с дедушкой: там стоит игрушечная парковка, и в каждой ячейке – своя машинка. В целом они у нас повсюду: недавно несколько штук нашла под кроватью и в пакете с игрушками для улицы, какие-то модели сохнут в ванной после «автомойки». И честно говоря, не знаю, как их все сосчитать.

Леон слушает, но не вмешивается. Ведь цифры для него – не главное. Гораздо важнее, какие машинки остаются «в игре». Разговор снова возвращается к ребенку.
– А как ты выбираешь машинку, когда приходишь в магазин? – спрашиваю его.
Леон отвечает спокойно и по-деловому:
– По маркам. У меня уже почти все есть, кроме китайских. Dongfeng нет, BYD нет, LiХiang нет.
Он говорит это без сожаления – скорее как факт, ведь для него это просто игрушки. Если Леон едет куда-то в гости или к дедушке, машинки всегда берет с собой – не все, конечно.
– После завершения игр Леон наводит порядок в своем автопарке, расставляя все машинки на полу комнаты по цветам, – говорит Татьяна. – Хотя порой они остаются в игре на несколько дней, тогда в комнате царит настоящих хаос. Здесь – автомойка, тут – гараж, там – заправка, а еще СТО. А вот свалка – шины, запчасти, мигалки... Буквально повсюду машины! Зато утром, собираясь в детский сад, успевает выбрать машинки для игры себе, другу и еще мне дать указание: «Только не убирай их, пожалуйста!»

Розовые машинки – для сестренки
Тем временем в разговоре появляется еще один важный персонаж – младшая сестренка Ника. Спрашиваю у мальчика, будет ли он делиться с сестрой своими машинками.
– Да, – моментально отвечает Леон. А потом, подумав, уточняет: – Розовыми. Думаю, ей они понравятся.
Коллекция продолжает жить своей жизнью. Какие-то машинки ломаются, какие-то чинят в гараже у дедушки, какие-то остаются в разных домах.
– Иногда ему надоедает, – говорит мама. – Тогда он смотрит мультики, сидит за раскрасками (конечно же, автомобильной тематики), а потом снова играет.

На этом разговор о коллекции постепенно заканчивается. Машинки остаются на полках. Леон – рядом с ними. А мы, пополнив коллекцию моделью трактора BELARUS, уходим, понимая, что у нашего автожурнала в ближайшее время появится еще один преданный читатель. Как только пойдет в школу и научится читать.
Фото автора




