
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями Национальной академии наук (НАН) поднял вопрос о том, на каком этапе сейчас находится разработка первого белорусского электромобиля.

Председатель Президиума НАН Владимир Караник заявил в эфире СТВ, что прототипы электромобиля действительно имеются, однако производство пока не запущено. Он отметил, что машина «в живом экземпляре… выглядит как Coolray, стоит как Rolls-Royce, а едет как «Жигули».
Руководитель Брестского облисполкома Петр Пархомчик рассказал, что идея использовать популярный тогда кроссовер Geely Coolray как базу для электромобиля принадлежит ему.
«И он (электромобиль – прим. ред.) получился, он есть, он прошел испытания. Его надо ставить на производство, но обратно же. Те компетенции или те узлы, которые нужно изготавливать, они разработаны нашими академиками, но требуют других технологий, которых пока в Республике Беларусь нет», – отметил Петр Пархомчик.
Александр Лукашенко потребовал: «Ты говоришь, что несколько штук сделали… — Пять штук, — ответили. — Хорошо. Завтра поставь мне у ворот, я проеду, посмотрю». Также Лукашенко заметил с иронией: «Короче, если я выйду и увидят, что Президент за рулем едет этой машиной, люди разбегутся».
Интерес к собственному электромобилю связан с растущим парком электрокаров в стране: по данным Минэнерго, количество зарядных станций и зарегистрированных электромобилей стабильно увеличивается. В частности, к концу 2025 года количество электромобилей в Беларуси может превысить 50 000. Однако рынок полностью опирается на импортные модели – в основном из Китая.

