

Еще несколько лет назад шины made in China не вызывали у белорусов ничего, кроме скепсиса. Но к 2025 году ситуация кардинально поменялась: в их сторону серьезно поглядывают те, кто предпочитал сербскую, чешскую, российскую и даже белорусскую продукцию. Однако это не значит, что все приняли китайскую резину.
Китайские шины в Беларуси – много брендов, мало доверия
Если кто-то считает, что «китайцы» только входят на рынок, – нет. Они уже здесь. Sailun, Delinte, Westlake, Grenlander – это малая часть брендов, которые на слуху. А в общей сложности на нашем рынке представлено несколько десятков китайских марок шин. Заводы Поднебесной штампуют резину миллионными партиями, пользуясь государственными субсидиями, налоговыми льготами и экспортными компенсациями. Все это позволяет удерживать цену ниже европейских аналогов. Для покупателя это звучит так: зачем платить больше, если можно просто ехать?! Но в действительности ситуация куда сложнее.

– Все мы помним, с чего начинался китайский автопром, – с клонов известных моделей. С шинами история примерно похожая. Повторить рисунок протектора – это самое простое, но отнюдь не самое ключевое. Важны еще состав резиновой смеси, архитектура покрышки и другие параметры. Для этого нужна соответствующая научно-техническая база. И если вы обратите внимание, то заметите, что на премиальные модели китайские автопроизводители ставят премиальную резину именитых европейских брендов. Она хоть и изготовлена в Поднебесной, но по стандартам брендов и с обязательным контролем качества. Поэтому китайские шины нужно уметь выбирать. Для этого и существуют тесты. Но обращать внимание лучше на европейские, а не китайские – там выше требования, – рассказал обозреватель издания «Китайские автомобили» Юрий Лихута.
Сейчас на рынке и правда полно ноунеймов без нормального контроля качества, где один и тот же рисунок протектора встречается под тремя разными брендами. Но даже к флагманам вроде Linglong или Triangle, которые давно имеют европейские сертификаты, люди относятся скептически. Психологический барьер покупателей все еще силен.
Компромисс между ценой и качеством
Несмотря на скепсис, сотрудники столичных шиномонтажей и автоподборщики отмечают, что клиенты все чаще приезжают ставить именно китайские покрышки. Для людей это компромисс между ценой и качеством. Между «сейчас дешево» и «потом посмотрим».

– Наши люди любят экономить. Если раньше подтрунивали над владельцами старых BMW X5 за то, что они ставят на свои авто невесть что, то сейчас даже на новые и достаточно недешевые автомобили чаще покупают китайские покрышки. Особенно если это R20 и выше. Ведь ценники брендов, которым белорусы традиционно доверяли, устремляется в небеса. Но я всегда повторяю: «китай» «китаю» рознь. Несколько лет назад мне активно нахваливали бренд Giti, дескать, сносу ей нет. Ну так пластик и не будет изнашиваться! Но какой будет тормозной пути у этих покрышек – большой вопрос, – отмечает Андрей, специалист по подбору автомобилей.

Еще один наш собеседник, Александр, владелец нескольких шиномонтажных станций в Минске, утверждает, что максимум 10% клиентов спрашивают, что лучше взять из китайских шин. Остальные просто привозят то, что первым попалось под руку и устроило по цене:
– Люди говорят: зачем что-то искать, если все едет одинаково? Не одинаково! Покупатель платит прежде всего за безопасность. Есть большая разница, будет тормозной путь 30 метров или 40, потому что в этих лишних 10 метрах может оказаться другой автомобиль или человек.

– Что касается китайских шинных брендов, то раньше недоверия к ним было больше. Но сейчас качество стало более-менее стабильным. Появились производители, которые нормально себя зарекомендовали, подтянули некоторые моменты, наладили стабильные поставки и их шины довольно снисходительно «ходят». Да и мягкие зимы немного расслабили белорусских автолюбителей. Но все равно к покрышкам из Поднебесной порой есть вопросы: нарушенная геометрия, нестабильность корда, неоднородность состава, высокие дисбалансы, плохо держащие нагрузку боковины. Бывает, смотришь на колесо и такое чувство, что оно уже родилось кривым.

– Перед зимним сезоном к нам завезли много резины Gislaved, которая производится на российских заводах (бывших Continental и Cordiant). По цене они даже дешевле китайских. Много размеров, красивый рисунок, производитель не жалеет денег на рекламу, но что они из себя представляют, мы поймем только этой зимой. Как говорится, потом и узнаем, есть ли мясо в колбасе. Ведь даже в эпоху производства шин под пристальным контролем бренда российские покрышки выходили не такими, как европейские аналоги. А что там происходит на этих заводах сейчас – непонятно.

Что покупать, если денег не много?
Сегодня Китай все-таки научился делать неплохие шины. И если средства ограничены, то вполне можно посмотреть в их сторону, но с умом.
– Руководствуясь своим личным опытом, я могу назвать оптимальным выбором по соотношению цены и качества тайваньский Maxis и китайский Sailun. Все остальное уступает по характеристикам. Но если немного добавить денег, то можно уже посмотреть на корейский Hankook. Чуть переплатив за него, вы получите покрышку европейского качества с евроэтикеткой, чего нет у половины китайских шин, представленных сегодня на рынке. Что касается зимней резины, то я не устану повторять: из 8 мм протектора работают только верхние 4. Это касается всех шин, не только китайских. Поэтому докатывайте свою «дохлую» зиму летом, а на сезон берите новые покрышки, – резюмировал Александр, владелец нескольких шиномонтажных станций в Минске.

Так стоит ли белорусскому покупателю бояться китайских шин? Уже нет. Но выбирать их нужно с открытыми глазами и пониманием, что шины – это про безопасность и только потом про экономию. Поэтому важно покупать не самую дешевую продукцию непонятного производителя, а проверенные бренды с дистрибуцией в стране и официальной гарантией. А перед этим стоит изучить:
- информацию о бренде и результатах независимых тестов (ADAC, Test World, Auto Bild);
- статистику продаж по рынку СНГ и Восточной Европы;
- мнения официальных дилеров и сервисов, где видят, как реально ведут себя эти шины после 10–20 тысяч километров.
В конце концов, можно поговорить с продавцами и изучить отзывы в интернете. Только не те, которые публикуют компании на своих сайтах, а реальных автовладельцев на форумах, в чатах и специальных сообществах.
Фото автора

