БутикАвто — покупка и продажа авто в Минске
Нужен хороший авто - Вам в BUTIKAVTO
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375(29) 601-24-65
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375 (29) 303-82-47
г. Орша, ул. Пограничная улица, 2А
+375 (29) 681-24-12
г. Гомель, ул. Жукова, 23
+375(29) 658-32-65
г. Солигорск, ул. Октябрьская, 40
+375(29) 658-57-16
Лидский р-н, аг. Ёдки, ул. Придорожная, 7А
+375(29) 658-43-31
г. Гродно, ул. Тавлая, 1
+375(44) 737-48-24
г. Бобруйск, ул. Крылова, 21
+375(29) 658-91-67
г. Барановичи, ул. Тельмана, 205
+375(29) 658-91-68
г. Барановичи, ул. Наконечникова, 31В
+375(44) 720-40-71
г. Борисов, ул. Галицкого, 2
+375(44) 738-32-29
г. Могилев, ул. Мовчанского, 4-Б
+375(29) 658-77-83
г. Витебск, ул. Воинов Интернационалистов 31
+375(29) 658-57-23
г. Молодечно, ул. Тамары Дудко, 1А
+375(44) 756-57-72
г. Мозырь, ул. Гагарина, 99
+375(29) 302-84-76
г. Полоцк, ул. Юбилейная, 10а
+375(29) 615-13-29
г. Пинск, ул. Рокоссовского, 17В
Минск
ГлавнаяАвтожурналОт автоспорта до подиума: зачем занижают машины и кому это нужно
От автоспорта до подиума: зачем занижают машины и кому это нужно
От автоспорта до подиума: зачем занижают машины и кому это нужно
24 ноября
233

От автоспорта до подиума: зачем занижают машины и кому это нужно

author
Владимир Фалалеев

Что такое стенс? На первый взгляд, это просто заниженные автомобили. Но за этой внешней вычурностью скрывается целая философия. Стенс-культура – это эстетика, в которой машина перестает быть только транспортом и становится художественным объектом.

BMW

Слово stance (от англ. «посадка, положение») означает клиренс автомобиля и положение колес относительно кузова. Здесь важен каждый миллиметр: как диск ложится в арку, какой угол развала у шин, насколько гармонично выглядит силуэт. Для одних это красота, для других – издевательство над техникой.

От автоспорта до уличного искусства

Корни стенс-культуры уходят в автоспорт. Инженеры занижали гоночные машины ради устойчивости: ниже центр тяжести – лучше управляемость. Отсюда – широкий вылет колес, отрицательный развал, минимальный зазор между аркой и шиной.

Но со временем эти приемы доработки автомобилей перекочевали на улицы. Первой страной, где стенс стал субкультурой, была Япония. В 1980-х там появились Kaido Racers – группы молодых автолюбителей, которые экспериментировали с экстремальной посадкой. К этому добавился VIP-стиль: огромные седаны на пневматической подвеске, агрессивные диски, яркая индивидуализация.

Toyota MZ10 Soarer, созданная группой Kaido Racers. Фото world.automesseweb.jp
Toyota MZ10 Soarer, созданная группой Kaido Racers. Фото world.automesseweb.jp

В США стенс расцвел в 2000-х. Американцы сделали акцент на шоу: больше кастомных дисков, больше тюнинга, больше яркости. В Европе символом движения стал австрийский фестиваль Wörthersee Treffen – ежегодный парад Volkswagen, Audi и других немецких марок, заниженных до предела.

Парад автомобилей Volkswagen на стенс-фестивале Wörthersee Treffen. Фото oe24.at
Парад автомобилей Volkswagen на стенс-фестивале Wörthersee Treffen. Фото oe24.at

Известные стенс-кары: культ и крайности

В каждой культуре есть свои символы. В стенсе это автомобили, которые становятся легендами не потому, что они быстрые или дорогие, а потому что их образ невозможно забыть.

Классика, которая изменила время

В Европе культовыми стали Volkswagen Golf II и III, которые в 2000-х превратились в полигон для экспериментов: яркие диски, экстремальные вылеты, минимальный клиренс. Эти машины стали иконой фестивалей на Вёртерзее.

Разные версии Volkswagen со стенс-тюнингом (фестиваль Wörthersee Treffen). Фото Pinterest.com
Разные версии Volkswagen со стенс-тюнингом (фестиваль Wörthersee Treffen). Фото Pinterest.com

В США золотым стандартом считались Honda Civic и Integra — именно они чаще всего подвергались радикальным занижениям и кастомизации. Civic до сих пор остается символом доступного стенса: простой в доработке, бесконечно вариативный, он стал «чистым листом» для творчества.

Honda Civic 4D в заниженной версии. Фото bornincar.com
Honda Civic 4D в заниженной версии. Фото bornincar.com

Когда эстетика побеждает здравый смысл

Однако стенс – это не только стиль, но и крайность. Их невозможно использовать в повседневной жизни, и в этом – их суть. Такие машины существуют ради шоу. Это как подиумная мода: не для того, чтобы носить каждый день, а чтобы показать крайний предел возможностей. 

Абсолютный рекордсмен по низкой посадке – тайваньский проект Honda Civic K6, прозванный Banana Peel («банановая кожура»). Машина окрашена в ярко-желтый цвет и настолько занижена, что снаружи видны только окна и крыша. Все остальное словно сплющено о землю.

В салоне нет привычных сидений, руля и педалей. Водитель буквально ложится в кузов и управляет автомобилем через экраны и камеры, заменяющие обзор.

Тайваньский проект Honda Civic K6 Banana Peel. Фото walkalone.
Тайваньский проект Honda Civic K6 Banana Peel. Фото walkal.one

Глобальная сцена стенс-культуры

Сегодня стенс-культура охватила почти весь мир. Стенс-ивенты превращаются в настоящие выставки под открытым небом: сотни автомобилей из десятков стран, и каждый из них – как арт-объект.

В Беларуси стенс появился в начале 2010-х. Первые заниженные машины выглядели экзотикой на фоне разбитых дорог и суровой реальности бордюров. Но именно в этих условиях родилось сообщество – камерное и искреннее. В нем меньше пафоса, но больше энтузиазма.

«У нас это не очень развито и тяжело что-то найти. Но если возможность появляется – это достаточно дорого», – признается один из участников. Тем не менее стенс живет и крепнет. Фестивали и локальные слеты собирают тех, для кого машина – это больше, чем транспорт. Там можно встретить и идеально собранные проекты, и экспериментальные самоделки. Главное – чувство причастности, когда ты становишься частью тусовки.

BMW 430i

На этом фоне интересно звучит история Дмитрия, с которым мы познакомились на фестивале «Тачки Winline Пикник» в Лиде. Его черная BMW 430i мирно «лежала» на земле и привлекала внимание посетителей шоу глянцем отполированного кузова. 

Путь в стенс: от дедовских «Жигулей» до BMW

– Главное, чтобы нравилось тебе, – говорит Дмитрий. – Потому что, в первую очередь, это делается не для кого-то, а для себя. И мне это нравится. Я так вижу. В целом стенс – это просто направление низких машин. Те, кто в этом разбирается, любят ездить низко, потому что это, на их взгляд красиво. 

Дмитрий со своей BMW 430i
Дмитрий со своей BMW 430i

Техника и философия

Сердце проекта – подвеска: и здесь каждый выбирает свой путь. В «статике» минимизированный клиренс автомобиля не изменяется, неизбежно создавая сложности при ежедневных поездках, поэтому зачастую такие авто являются преимущественно выставочными экземплярами. Установка пневмоподвески – удовольствие не из дешевых, но она дает возможность регулировать высоту машины.

BMW 430i

– «Пневма» дает комфорт, – комментирует Дмитрий. – Захотел – поднялся выше стока, захотел – лег на пузо. И вот тогда все удивляются: и как она ездит? Стоимость удовольствия немаленькая: установка от Stance Busters обошлась в районе $5000. Компрессоры, ресиверы, клапаны, трубки, стойки с пневмоподушками – целая инженерная симфония ради эстетики. Cобрать, конечно, можно и в гараже – вопрос лишь в том, сколько оно проездит.

Компрессор пневмосистемы, установленный в багажнике
Компрессор пневмосистемы, установленный в багажнике

Атмосфера и сообщество

Стенс-культура держится не только на «железе», но и на людях: «Много ребят строят тачки просто ради кайфа. Ездят на фестивали, и главное там – не призовое место, а атмосфера. Ты попадаешь в круг единомышленников, и это очень цепляет».

Дмитрий вспоминает, как однажды на фестивале в Минске увидел редкие диски на Audi TT: «Я просто прилип. Полчаса стоял и смотрел. Потом познакомился с владельцем, узнал, где заказать. Через год сделал себе такие же. Вот оно – вдохновение».

BMW 430i

Вечный проект

– Любая стенс-машина живет не вечно.  Она быстро приедается: когда уже не знаешь, что еще придумать, становится скучно, и тогда проект заканчивается, – поясняет Дмитрий.

Первым его проектом была ВАЗовская «тройка», которая досталась от деда, и он сделал ее низкой, яркой, с красным салоном. Потом была BMW E30 бирюзового цвета на жесткой статике: красивая, но абсолютно непрактичная – «стер об землю», как признается сам владелец. Следующая E30 – уже черная, более «ездовая», но тоже недолго задержалась. Нынешний проект – BMW 430i – используется каждый день: в городе она может «подняться» и ехать как обычный автомобиль, на фестивале – лечь на пузо, вызывая бурю эмоций у зрителей.

BMW 430i

Искусство вопреки

Критики у стенса хватает. И действительно: минимальный клиренс и отрицательный развал делают машину непрактичной. Но для поклонников stance это и не транспорт, а формула самовыражения.

 – Кому-то интересно, а кто-то говорит: дичь, зачем изуродовали машину, – говорит Дмитрий. – Но ты просто делаешь то, что когда-то казалось невозможным, и это реализация мечты: вдохновение рождается из встреч, из деталей, из чужих идей, которые потом становятся твоими.

Занижают не только иномарки, но и машины советского автопрома
Занижают не только иномарки, но и машины советского автопрома

Стенс-культура – это всегда больше, чем машины. Это способ самовыражения, где металл, резина и стекло превращаются в художественный язык. Это о том, что каждый хочет оставить свой след. Одни выбирают скорость, другие – комфорт. А кто-то опускает машину к самой земле, чтобы вглядываться в отражение на мокром асфальте и слышать, как толпа шепчет: «Да как на этом вообще можно ездить?»

Фото автора и из открытых источников

В сравнении: 0