
BELARUS-5425. Первая реакция при знакомстве с этим 542-сильным гигантом как у людей, далеких от сельского хозяйства, так и у специалистов, посвященных во все нюансы, – восторг и гордость. Восторг – от размеров, мощи и возможностей машины. Гордость – за отечественных тракторостроителей и страну: даже такое сделать можем! Но скептицизм людей нет-нет, да и вылезает, мол, нужен ли трактор такой большой мощности, да и где его использовать будем?
Гонка за мощностью
Лошадиные силы никогда не бывают лишними (мы, конечно, про умелое использование). Поэтому прогресс в технике – это в том числе всегда гонка за мощностью. Так первые тракторы МТЗ-2 в 1953 году оснащались 37-сильными моторами.
На МТЗ-5 четыре года спустя ставили уже 40-сильный дизель. Трактор МТЗ-50 в 1962 году получил дизельный двигатель Д-50 с максимальной мощностью 55 л.с. А легендарный МТЗ-80 встал на конвейер в 1974 году уже с 80-сильным мотором. Спустя 10 лет в Минске выпустили опытно-промышленную партию тракторов МТЗ-100/102 с дизелями мощностью 105 л.с. Вскоре появился МТЗ-142 мощностью 150 «лошадок». Были ли тогда скептики, тихо возмущавшиеся: «Ну зачем нам такие тракторы? «Восьмидесятки» за глаза хватит!» Наверняка были. Но прогресс это не остановило. Ведь чем больше мощность, тем выше производительность, соответственно, меньше удельные затраты и конечная себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Так в 1999 году в Минске создали первый энергонасыщенный трактор мощностью 250 л.с. – «Беларус-2522». А в 2003 году были собраны опытные образцы 280-сильного трактора «Беларус-2822». Следом за ним появился 300-сильный «Беларус-3022». Все эти машины после испытаний и определенных доработок были освоены в серийном производстве.

В 2010 году в Минске выпустили первую опытно-промышленную партию тракторов модели «3522» с мощностью двигателя 355 л.с. А в мае 2015 года на заводе собрали уже тысячный трактор «Беларус-3522». Эта модель выпускалась с двигателями Deutz, Cummins и Caterpillar. Сегодня флагман модельного ряда МТЗ оснащается моторами Weichai и КАМАЗ (локализованный в России Cummins), мощностью 358 и 360 л.с. соответственно.

В 2004 году на Минском тракторном заводе конструкторы начали работать над еще более мощной машиной – с 450-сильным двигателем. И в мае 2006 года впервые был представлен ее опытный образец. Модель, получившая индекс «4520», оснащалась 12,7-литровым 6-цилиндровым двигателем Detroit Diesel 6063HK33 и ступенчатой 4-диапазонной трансмиссией (16/8, переключение передач в диапазоне происходило под нагрузкой).

Эта модель постепенно совершенствовалась, менялся ее облик. Изменился и индекс – в 2014 году на выставках демонстрировался вот такой трактор «Беларус-4522» с турбодизелем Navistar.
Летом 2016 года Минский тракторный завод показал абсолютно новый BELARUS-4522. Трактор получил эффектный дизайн и другую агрегатную базу – 12,5-литровый дизельный мотор Caterpillar С13 с максимальной мощностью 466 (!) «лошадей» и гидромеханическую трансмиссию собственной разработки, благодаря которой переключать передачи можно было и под нагрузкой, т.е. без прерывания потока мощности.
BELARUS-4522 на годы вперед стал шоу-стоппером всех тематических выставок – модель вызывала просто огромной интерес. Новый трактор блистал и на полевых испытаниях: сообщалось, что он мог тянуть за собой 12-корпусный оборотный плуг при общей ширине захвата 6 м и глубине вспашки 23–27 см. Прежде такое было по силам только импортным тракторам с 500-сильными моторами.
В мае 2020 года трактор предстал в обновленном виде – с новым «носом», новой оптикой и арочными шинами. Прошел слух – это уже фактически предсерийный вариант. Тем не менее модель так и осталась в статусе экспериментальной.

Одной из причин, почему на МТЗ отказались от запуска в серию BELARUS-4522, возможно, было то, что на заводе еще в 2018 году создали модель трактора с двигателем мощностью уже на все 500 «сил» – BELARUS-5022. «Сердцем» этой машины стал 18,1-литровый турбодизель Caterpillar C18 ACERT, который соответствовал экологическому стандарту Stage V и, по желанию заказчика, теоретически мог настраиваться на максимальную мощность 816 (!) лошадиных сил.
Экстравагантный BELARUS-5022 должен был стать флагманом новой линейки тракторов МТЗ, ориентированных в первую очередь на европейский рынок. Такую технику планировалось выпускать под брендом Yellow Line («Желтая линия») – об этом официально объявили во время торжеств по случаю 73-го дня рождения завода (в мае 2019 года).

Машины нового модельного ряда должны были отличаться высочайшими техническими и экологическими характеристиками двигателей, современным дизайном и улучшенными потребительскими свойствами. Увы, проект реализовать не удалось. Во-первых, конструкция нового трактора оказалась сырой – трансмиссия просто не выдерживала максимальных нагрузок. Во-вторых, как-то не сложилось с партнерами...
«Пятисотка» – вторая попытка
Тем не менее от идеи производства 500-сильных тракторов в Минске не отказались. В апреле 2022 года на МТЗ проводилось совещание по вопросам агропромышленного комплекса. В частности, обсуждалось взаимодействие машиностроительных предприятий страны и АПК Минщины. Выступая на нем, тогдашний председатель Минского облисполкома Александр Турчин (ныне – Премьер-министр Беларуси) рассказал о большой заинтересованности аграриев в отечественных тракторах мощностью 450–500 л.с. Идею поддержали Юрий Назаров (в то время – вице-премьер, ныне – управляющий делами Президента Республики Беларусь) и Петр Пархомчик (тогда – министр промышленности, сейчас – председатель Брестского облисполкома). В итоге руководству ОАО «МТЗ» было поручено в максимально короткие сроки (в течение двух лет) реализовать проект выпуска 500-сильных тракторов. Так что, как видите, появление нового BELARUS-5425 – результат продуманных и взвешенных решений.
Поручение правительства было выполнено. Премьера нового трактора МТЗ состоялась на выставке «БЕЛАГРО-2025». Он оказался еще мощнее, чем ожидалось: под капотом у BELARUS-5425 установлен 542-сильный двигатель Weichai WP14TG543E304, который имеет рабочий объем 13,5 л, развивает максимальный крутящий момент до 2450 Н·м и отвечает экологическому стандарту Stage IIIA.

Однако новый трактор может похвастаться не только сверхбольшой мощностью – он является воплощением передовых конструкторских решений и по своему техническому уровню соответствует всем тенденциям современного тракторостроения.

Начнем с гидромеханической коробки передач типа Full PowerShift, имеющей электрогидравлическое управление. Она позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности, а это означает повышенную производительность, комфортные условия работы оператора и оптимальные скорости движения трактора в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Число передач – 18 вперед / 6 назад (с ходоуменьшителем – соответственно 30 / 12). Скорость движения – от 1,8 до 40 км/ч.
На тракторе установлена мощная гидросистема с возможностью программирования функций. Производительность двух аксиально-поршневых насосов – 210+140(105) л/мин. Гидровыводов может быть до 12 пар. Объем гидробака составляет 200 литров. Имеются отдельные контуры заднего и переднего навесных устройств, рулевого управления. Задний вал отбора мощности работает в двух режимах – 1000 и 1,4 тысячи об/мин.
Заднее навесное устройство рассчитано на грузоподъемность до 17 т и оснащено инновационной системой смазки элементов. Тягово-сцепное устройство позволяет буксировать прицепы массой до 50 т, выдерживает вертикальную нагрузку до 4,5 т и получило 6 новых элементов: тяговый брус, вилку вращающуюся, вилку невращающуюся, крюк прицепной, элементы типа «шар» и «питон». Грузоподъемность переднего навесного устройства – 5,5 тонны.

Трактор также получил оригинальную кабину с гнутыми фасонными профилями каркаса и тонированными стеклами. С правой стороны одно большое окно – привычной двери просто нет. Кабина имеет систему подвески, мощное рабочее освещение, систему кондиционирования с функцией климат-контроля.

Сиденье на пневмоподвеске имеет многочисленные регулировки (по высоте, продольному положению, профилю спинки, массе оператора) и оснащено многофункциональным подлокотником – здесь сосредоточено управление всеми системами трактора (оно производится кнопками и джойстиками – никаких механических связей нет). Информацию о работе систем оператор может отслеживать на 10-дюймовом ЖК-дисплее. На рабочем месте предусмотрены органайзеры, 2 USB-порта, ланч-бокс. Стерео аудиосистема имеет 4 динамика.
Новый трактор также оснащается системой точного земледелия BELARUS TTZ Hydro PRO, которая обеспечивает высокую точность позиционирования, универсальность в агротехнологиях и эффективное управление. Еще на трактор устанавливается топливный бак емкостью 900 л, что обеспечивает непрерывную работу в течение 10 часов.

Работать на такой машине – мечта любого продвинутого механизатора. Когда же в серию? Трактор BELARUS-5425 успешно прошел стендовые испытания и в декабре вышел на полевые. Будем продолжать следить за новинкой МТЗ.
Кому составим конкуренцию?
На Минском тракторном заводе конкурентами нового BELARUS-5425 видят в первую очередь такие модели тракторов, как Fendt 1046/1050 Vario, Claas XERION и российские «Ростсельмаш» серии 3000.
Тракторы серии Fendt 1046/1050 Vario имеют классическую компоновку и оснащаются 6‑цилиндровыми дизелями MAN D2676 с рабочим объемом 12,4 л. Топовая модель в линейке – Fendt 1050 Vario с максимальной мощностью 517 л.с.

Тракторы Claas XERION отличаются уникальной цельнорамной конструкцией, комбинацией гидростатических и механических элементов в трансмиссии и четырьмя равноразмерными колесами. В Казахстане на предприятии «СТ ЭСЭМБЛИ» локализован выпуск тракторов обновленной модели XERION 4500, которая была адаптирована под местные условия. Трактор комплектуется двигателем Mercedes-Benz OM 471 LA, максимальная мощность которого может достигать 490 л.с.

В линейке тракторов «Ростсельмаша» серии 3000 с шарнирно-сочлененной рамой в свое время были разработаны модели RSM 3435, 3485, 3535, 3575 мощностью от 440 до 583 л.с. В конце минувшего лета был представлен новый трактор «Ростсельмаш 3580». Как утверждает производитель, это самый мощный трактор для сельскохозяйственных работ, когда-либо созданный именно в России. Он оснащен 580-сильным двигателем. При этом модель разработана и собрана полностью на базе собственных технологий. Появление в России такого трактора лишний раз подтверждает тезис о необходимости производства тракторов сверхбольшой мощности и в Беларуси.

Как видите, создание все более мощных машин – мировая тенденция: обрабатываемые поля становятся больше, а вот занятых в сельском хозяйстве людей – меньше…



