

В 2026 году в «Формуле-1» сохранятся 1,6-литровые V6 турбомоторы, но силовую установку ждут ощутимые изменения в пользу электрической составляющей. Под смену регламента на моторы, анонсированной FIA еще несколько лет назад, в чемпионате 2026 года примут участие Audi, Ford, Cadillac, решила остаться Honda, заинтересовалась Toyota, но не выдержала конкуренции и ушла Renault. Но обо всем по порядку.
Новые моторы «Формулы-1»: Главные изменения
Регламент на двигатели в «Формуле-1» серьезно поменялся в 2014 году. Эру с 2014 по 2025 год называли гибридной, потому что тогда чемпионаты выигрывали только пилоты на гибридных двигателях Mercedes и Honda. Чтобы нарушить их гегемонию, FIA решила с 2026 года сменить регламент и на моторы.
Начнем с того, что теперь двигатели полностью перейдут на синтетическое топливо, полученное из возобновляемых источников. Это приведет к общему снижению выбросов CO₂ в атмосферу. Для «Формулы-1» это баланс между экологией и производительностью, требующий от мотористов перенастройки систем впрыска и зажигания, не допуская детонации (стука двигателя) и перегрева с учетом другой скорости сгорания и теплотворной способности. Все то же самое, как в самых обычных дорожных машинах.

Также произойдет полный отказ от дорогостоящего теплового мотор-генератора (MGU-H). Вместо него будет задействован кинетический рекуператор (MGU-K) до 469 л.с. Суммарная мощность силовой установки останется на уровне существующих 1020–1050 л.с. По ходу сезона она может быть увеличена за счет модернизации и внедрения новых решений.
Для обострения борьбы на трассе вводится система Manual Override («Ручной форсаж»). Она дает гонщикам тактический инструмент для обгонов, позволяя временно получить максимальную мощность от MGU-K, когда они находятся близко к сопернику (менее чем в секунде), тем самым увеличивая шансы на атаку и обгон, делая гонки более захватывающими. Энергия развивается постепенно, снижаясь после 290 км/ч и достигая нуля на скорости 355 км/ч, чтобы обеспечить преимущество до определенного предела.

Новые поставщики моторов
В 2025 году поставщиками моторов были Mercedes, Ferrari, Renault и Honda. Ferrari поставляла моторы для своей команды, а также команд Haas и Sauber. Компания Mercedes снабжала собственную команду, McLaren, Aston Martin и Williams. Honda работала с Red Bull и Racing Bulls, а Renault – исключительно с Alpine.
В 2026 году в «Формулу-1» придут три новых поставщика силовых установок: Audi, Ford (в партнерстве с Red Bull Powertrains) и Cadillac (первые два года будут использовать моторы Ferrari в качестве базовых, а потом полностью перейдут на свои собственные двигатели). Honda покинет команды Red Bull и Racing Bulls, но с сезона 2026 года будет снабжать своими моторами команду Aston Martin. Toyota стала титульным спонсором Haas с перспективой выкупа команды, если «японцы» посчитают нужным полноценно вернуться в «Формулу-1». При этом из чемпионата тихо ушла марка Renault. Французские мотористы не выдержали конкуренции с остальными поставщиками. Да и моторы Renault в 2025 году оказались более дорогими и менее мощными в сравнении с конкурентами.

Чтобы уравнять конкуренцию и сохранить зрелищность без искусственного уравнивания, новым регламентом вводится механизм ADUO (Additional Development & Upgrade Opportunity). Теперь после каждой четверти сезона (6-й, 12-й и 18-й гонок из 24) FIA будет оценивать производительность моторов. Отстающие получают послабления: дополнительные часы на тест-стендах, корректировки бюджетного лимита и возможность одной-двух крупных модернизаций MGU-K, аккумулятора и электроники в едином пакете. Это касается надежности и мощности с перерегистрацией для одобрения FIA.
Кто за?
По мнению Мики, переход на новый регламент «Формулы-1» в 2026 году представляет собой сбалансированное решение, учитывающее интересы спорта, бизнеса и экологии. Новая система Manual Override («Ручной форсаж») удачно заменит DRS, позволяя пилотам использовать дополнительную мощность для обгонов с большей тактической глубиной и зависимостью от мастерства управления энергией. При этом уменьшение прижимной силы и увеличение мощности электродвигателей сделают управление машинами сложнее, что повысит вероятность ошибок и усилит зрелищность гонок.

Новый регламент также открыл двери для входа в «Формулу-1» Audi, Ford, Cadillac и Toyota, что повысит престиж и конкуренцию в гонках. Упрощение и удешевление силовых установок снизит затраты на разработку и уравняет шансы команд, а начальное «обнуление» расстановки сил дает возможность прервать текущую гегемонию Red Bull и других лидеров.
С технологической стороны переход на 100% синтетическое топливо демонстрирует экологичность двигателя и сохраняет его актуальность. Большое количество электрической мощности и емкий аккумулятор также делают регламент близким к потребностям гражданского автопрома, быстрее внедряя инновации в гибридные автомобили и технологии быстрой зарядки. И, что немаловажно, для фанатов важным улучшением станет более выразительный и агрессивный звук моторов благодаря исключению MGU-H, который делал выхлоп приглушенным.

Кто против?
Жека считает, что обгонять на новых двигателях «Формулы-1» станет крайне сложно. В настоящее время пилоты используют систему DRS для улучшения скорости обгона, но предстоящие изменения не принесут значительного эффекта. Новый Override Boost активируется только при скорости выше 290 км/ч, что на некоторых трассах достигается всего на пару секунд.
Хотя из конструкции убирают MGU-H, одновременно снижается лимит потребления топлива во время гонки – до 70 кг. Меньший запас вынуждает экономить топливо, из-за чего отдача падает, машины становятся медленнее. Электрическая тяга не может компенсировать все это. Даже сам глава Международной автомобильной ассоциации (FIA) Николас Томбасис ожидает замедления времени круга на 1–2 секунды (в зависимости от трассы). А это, по меркам «Формулы-1», настоящая пропасть!

Что касается привлечения новых двигателестроителей. Да, это так, но не забывайте, что с 2026 года Renault не будет создавать силовые агрегаты для формульных болидов. Это знаменательное решение, поскольку французская компания Renault была одним из ведущих производителей двигателей в «Формуле-1» на протяжении 50 последних лет. Сложности в конкуренции с Mercedes, Ferrari и Honda после требований по двигателям 2026 года, к сожалению, стали для Renault определяющим фактором, чтобы покинуть королевские гонки.
В целом, переход на новые двигатели и синтетическое топливо связан с массой проблем, а оставшееся время до первого старта 2026 года в Австралии на трассе «Альберт-Парк» в Мельбурне 6–8 марта – очень сжатые сроки для их решения. Команды находятся в подвешенном состоянии: они вынуждены жертвовать скоростью ради мифических требований экологии и не до конца испытанных гибридных технологий. А звук моторов может стать даже тише из-за роста электрической составляющей и снижения давления выхлопных газов!
Жека Питстоп (следит за «Формулой-1» с 1993 года), Мика Картинг (погружен в тему автоспорта с 1996 года)
Окончание следует…
