
В 2026 году вступает в силу новый технический регламент, поэтому «Формула-1» станет совсем другой. Команды уже подготовили новые гоночные болиды и в январе представят их широкой публике. Машины станут меньше в размерах, легче, компактнее и будут использовать более эффективные силовые установки.
Зачем «Формула-1» меняет регламент?
Рост выручки организаторов чемпионата «Формулы-1» приближается к $4 млрд за 2025 год, а прибыль уже перевалила за $2 млрд. Пожалуй, это будет самый успешный финансовый год в истории проведения гонок. Тогда для чего организаторы успешного с финансовой точки зрения проекта, к которому и так повышен зрительский интерес, меняют регламент? Вероятно, они не собираются останавливаться на достигнутых цифрах, а нововведения помогут привлечь новых участников, расширить географию проведения гонок и вовлечь в них большее число болельщиков, причем разных возрастных групп.

Что касается новых участников – автопроизводителей известных мировых брендов, то новый регламент уже привлек в чемпионат Audi (выкупила команду Sauber), Ford (новый поставщик силовых установок для команды Red Bull) и Cadillac (стала 11-й по счету командой первенства 2026 года). Кроме того, за счет смены регламента организаторы F1 борются с начавшимся периодом доминирования команды McLaren (она нашла лазейку в регламенте и выиграла два Кубка конструкторов подряд – в 2024 и 2025 годах).
И, наконец, коммерческий момент – смена регламента повысила интерес к гонкам со стороны как рекламодателей, так и публики. А у самих команд появляется шанс сделать уникальный болид по новым правилам, чтобы выйти с ним в лидеры чемпионата. Вместе с этим возрастает интрига, а спортивный мир замер в ожидании результатов реформы.
Новые требования к шасси
Главная особенность нынешних формульных машин в том, что они довольно крупные и тяжелые. Новый регламент меняет размеры болидов. Колесная база машин сократится на 200 мм (до 3400 мм), ширина – на 100 мм (до 1900 мм), а ширина шин уменьшится спереди на 25 мм и сзади на 30 мм. Это сделает машины компактнее и легче на 30 кг (минимальный вес – 768 кг). Таким образом повысится маневренность, будет легче преследовать впереди идущий болид без потери сцепления с трассой, уменьшится износ шин, будет меньше проблем с грязным воздухом.

Разгон на прямых будет осуществляться быстрее, но при этом снизится прижимная сила и скорость в поворотах, приведя в начале чемпионата к общему замедлению прохождения круга на 1–2,5 секунды. Но по ходу чемпионата инженеры доработают болиды и скорости будут сопоставимы с нынешними.
Также будет реализована концепция Nimble car – более маневренные болиды с лучшим балансом, упрощающим обгоны за счет меньшей чувствительности к турбулентности. А более легкие и компактные машины позволят пилотам работать на трассе с меньшим скольжением и сберечь шины. В 2025 году пилоты часто сбрасывали скорость и отказывались от борьбы на трассе из-за чрезмерного и непредсказуемого износа покрышек, что вызывало негодование болельщиков. Теперь этого постараются избежать. Кроме того, пилот сможет атаковать соперников на протяжении всей гонки, максимально используя ресурс шин.
Почему болиды станут меньше?
В первую очередь организаторы чемпионата решили сделать гоночные болиды «Формулы-1» компактнее с целью увеличения количества обгонов и зрелищности соревнований. Не секрет, что на временных узких городских трассах ширина дорожного полотна местами едва умешает два болида в один ряд. И во время гонки очень тяжело совершить обгон соперника. Таким образом, реформа поможет сделать борьбу более яркой, плотной и непредсказуемой.
Кроме всего прочего, вместо системы DRS, действующей по принципу «догнал – нажал кнопку – обогнал», в «Формуле-1» в 2026 году появится гибридная система управления двигателем (Manual Override или X-Mode) и активная аэродинамика. Система позволит пилотам кратковременно активировать дополнительную мощность гибридного привода, а за счет активной аэродинамики можно будет изменить положение переднего и заднего антикрыльев для снижения сопротивления. В итоге упростится конструкция заднего антикрыла, аэродинамическое сопротивление снизится на 55%, а прижимная сила будет уменьшена на 30%.

Двигатели нового поколения
Следующий сезон принесет серьезные перемены в силовой установке. Базовым останется 1,6-литровый гибридный V6, но архитектура будет упрощена: для снижения затрат исключен сложный компонент MGU-H (генератор, использующий энергию выхлопных газов). Основой гибридной системы станет значительно усиленный MGU-K, рекуперирующий энергию при торможении. Мощность перераспределится: доля электрической компоненты резко возрастет с 16% до 47% от общей мощности (с 160 до 469 л.с.), в то же время мощность ДВС немного снизится. Но суммарная отдача останется прежней – около 1020–1050 л.с.
Новый режим работы силовой установки – Manual Override, а кратковременное увеличение мощности будет доступно пилотам на любом участке трассы. Насколько значимым и эффективным будет включение этого режима – пока никто не знает. Но функция должна стать ключевым инструментом для атаки и обороны, делая борьбу на треке более зрелищной.
Тормозные системы
В 2026 году FIA расширила диапазон размеров тормозных дисков: передние – 325-345 мм в диаметре, задние – 260-280 мм, толщина до 34 мм максимум. Колодки теперь допускают до трех точек крепления вместо двух, плюс больше поршней и накладок – это первое крупное обновление за 20 лет, дающее командам свободу в дизайне.
Изменения предоставляют несколько ключевых возможностей и стратегических преимуществ. Команды смогут подбирать размер дисков и количество поршней, обеспечивающих силу торможения, под специфику каждой трассы и предпочтения пилота, а еще настраивать баланс между механическим (диски) и электрическим (рекуперация) торможением, создавая более эффективные и сложные тормозные конфигурации под стиль пилота. Таким образом, эволюция тормозов напрямую связана с двумя другими глобальными изменениями 2026 года – новой аэродинамикой и силовыми установками, становясь частью сложной инженерной головоломки.
Активная аэродинамика с подвижными кузовными элементами
Аэродинамические нововведения в «Формуле-1» связаны с двумя основными аспектами. Во-первых, происходит отход от концепции «граунд-эффекта» и раскачки болида на прямых, причиняющих боль и страдание позвоночнику и спине пилота. Следующий сезон вернет машины к практически плоскому днищу, характерному для периода до 2022 года. Это позволит сделать подвеску немного мягче, поскольку шасси больше не нуждаются в чрезвычайно жесткой платформе для эффективной работы аэродинамики. Также машины станут менее чувствительными к неровностям трассы и перестанут резко терять прижимную силу. В результате управление болидом будет более предсказуемым и естественным, что облегчит адаптацию.

Во-вторых, вводится расширенная система активной аэродинамики. Вместо только лишь заднего антикрыла (DRS) пилоты получат возможность регулировать и переднее. В обычном варианте (Z-режим) машины используют стандартную конфигурацию. При активации X-режима на определенных участках трассы специальные элементы на обоих антикрыльях отклонятся, снижая лобовое сопротивление для обгона. Использование этой системы, как и прежде, будет ограничено специальными зонами на трассе.
Жека Питстоп (следит за «Формулой-1» с 1993 года),
Мика Картинг (погружен в тему автоспорта с 1996 года)
Продолжение следует…
