
С 2022 года после легализации схемы параллельного и альтернативного импорта в Россию было ввезено около 586 000 новых легковых автомобилей по различным "альтернативным” схемам ввоза без обязательного одобрения типа транспортного средства (ОТТС), подсчитали аналитики рынка легковых авто.

Максимальный объём альтернативного импорта пришёлся на 2023 год, когда в страну попало около 225,5 тыс. автомобилей. В 2024 году объём снизился до 181,2 тыс. штук — на фоне ужесточения законодательства и изменений схемы уплаты утильсбора. За первые 11 месяцев 2025 года по альтернативным схемам ввезено почти 144 тыс. новых автомобилей, что на 14 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Структура импорта по маркам показывает устойчивый спрос на отдельные бренды. Toyota остаётся самой популярной маркой: её доля превышает 13 % от общего объёма альтернативного импорта за весь период. На втором месте — Geely с долей около 10,2 %, затем идут Changan (7,7 %), Lixiang (7,2 %), BMW (6,9 %), Mercedes-Benz (4 %), Volkswagen (3,5 %), KIA (3,5 %), Mitsubishi (3,1 %) и Mazda (3,9 %).
В разрезе моделей Geely Monjaro оказался наиболее востребованным, с почти 41 тыс. ввезённых авто, за ним следуют Lixiang L7 (≈19,6 тыс.), Toyota Camry (≈19,3 тыс.), Toyota RAV4 (≈18,8 тыс.) и Lixiang L9 (≈14,4 тыс.).
За годы действия схемы законодательства неоднократно менялись — они стали более строгими, что отражается на динамике ввоза авто по альтернативным схемам и на структуре моделей. На фоне изменений утильсбора ожидается, что в 2026 году объёмы альтернативного импорта могут ещё сильнее сократиться, а структура сместится в сторону менее мощных и более доступных автомобилей.
Однако полностью механизм не исчезнет, отмечают эксперты: устойчивый спрос среди российских покупателей на автомобили иностранных брендов сохраняется.

