БутикАвто — покупка и продажа авто в Минске
Нужен хороший авто - Вам в BUTIKAVTO
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375(29) 601-24-65
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375 (29) 303-82-47
г. Орша, ул. Пограничная улица, 2А
+375 (29) 681-24-12
г. Гомель, ул. Жукова, 23
+375(29) 658-32-65
г. Солигорск, ул. Октябрьская, 40
+375(29) 658-57-16
Лидский р-н, аг. Ёдки, ул. Придорожная, 7А
+375(29) 658-43-31
г. Гродно, ул. Тавлая, 1
+375(44) 737-48-24
г. Бобруйск, ул. Крылова, 21
+375(29) 658-91-67
г. Барановичи, ул. Тельмана, 205
+375(29) 658-91-68
г. Барановичи, ул. Наконечникова, 31В
+375(44) 720-40-71
г. Борисов, ул. Галицкого, 2
+375(44) 738-32-29
г. Могилев, ул. Мовчанского, 4-Б
+375(29) 658-77-83
г. Витебск, ул. Воинов Интернационалистов 31
+375(29) 658-57-23
г. Молодечно, ул. Тамары Дудко, 1А
+375(44) 756-57-72
г. Мозырь, ул. Гагарина, 99
+375(29) 302-84-76
г. Полоцк, ул. Юбилейная, 10а
+375(29) 615-13-29
г. Пинск, ул. Рокоссовского, 17В
Минск
ГлавнаяАвтожурнал«Все ездят по понятиям». Дорожное движение в Узбекистане глазами автоинструктора
«Все ездят по понятиям». Дорожное движение в Узбекистане глазами автоинструктора
«Все ездят по понятиям». Дорожное движение в Узбекистане глазами автоинструктора
5 дней назад
86

«Все ездят по понятиям». Дорожное движение в Узбекистане глазами автоинструктора

author
Елена Шемет

Впечатления от посещения других стран бывают разными. Кто-то в восторге от архитектуры, другие – в шоке от традиций и нравов. Средняя Азия в этом плане – уникальное место на земле, где можно испытать весь спектр эмоций. Не так давно из поездки в Узбекистан вернулась белорусская мотопутешественница и автоинструктор Мария Вашкевич. Будучи профессионалом в своей области, она не только любовалась восточной эстетикой, но и наблюдала за манерой вождения местных.

Что удивило Машу на дорогах Ташкента, Самарканда и Бухары, а также к чему нужно быть готовым, посещая страну как турист, она рассказала нашему изданию.

Девушка с афрокосами в Узбекистане
Маша Вашкевич, автоинструктор и мотопутешественница

Цены, жилье, транспорт и первые впечатления 

Билеты в Узбекистан Маша буквально урвала на распродаже Белавиа: туда и обратно на двоих удалось слетать по акции за 1500 рублей. Это прямые рейсы из Минска с продолжительностью полета в 4,5 часа. Чем не отличная возможность побывать в стране с совершенно другой культурой и аутентичной архитектурой? Тем более белорусам в Узбекистан не нужна виза, там говорят по-русски, а жилье в историческом центре можно снять за $30 в сутки. 

– Если вы сомневаетесь, стоит ли ехать в Узбекистан, то я однозначно скажу: точно стоит! Знаю, что многие считают, что там их ничего не удивит, но ведь мы путешествуем не только ради этого. А у этой страны особая кухня, древние традиции, свой уникальный вайб. 

Ночной Ташкент
Ночной Узбекистан

Если Ташкент был практически заново отстроен после землетрясения в 1966 году и выглядит не хуже других современных городов, в Самарканде сохранилась значительная часть исторической застройки, то Бухара – это на 100% старый город, где чувствуешь себя как в сказке. На мой взгляд, это один из лучших туристических городов на земле! Там нет бутафорщины – всё настоящее. Торговцы как стояли в X веке на медресе (мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение – прим.ред.), так они и сейчас там стоят. Можно сказать, что Узбекистан – это высшая степень естественного колорита.

Въезд в Самарканд
Добро пожаловать в Самарканд
– Как ты передвигалась между городами?

– На скоростном поезде. Это максимально комфортный и недорогой вид транспорта. 6 билетов по маршруту Ташкент-Самарканд-Бухара-Ташкент на двоих обошлись в $150. В каждом городе мы жили по несколько дней.

– Правда, что Узбекистан по белорусским меркам относительно недорогая страна?

– Абсолютно! Там почти все дешевле, чем у нас, за исключением бензина. Даже в самые фешенебельные рестораны можно заходить без опаски, потому что это не ударит по карману. 50–60 белорусских рублей за обед на двоих – стандартная цена. 

Аренда жилья тоже доступная: можно остановиться в небольшом отеле в центре города всего за $30 с завтраком. И это будет вполне симпатичное место. Но, как говорится, есть нюанс: узбеки, как я убедилась, народ необязательный – они никогда тебе не откажут, но и не всегда заселят. Например, можно забронировать жилье через букинг, но с оплатой на месте. И вот ты приезжаешь с твердой уверенностью в брони, а тебе говорят: у нас овербукинг, ничем не можем помочь. Еще в ваш номер могут заселить других людей потому, что они приехали раньше. Или вас могут заселить в номер без окон – это нормально. 

Дорога в Узбекистане
Дороги в Узбекистане

А дальше добавляется местный колорит. Заселяешься в номер, а на кроватях – только «голые» верблюжьи одеяла. И ты такой: в смысле, а где пододеяльники? А они: еще не высохли, обычно высыхают, а сегодня не успели. К какому-то времени может не работать кондиционер или закончиться горячая вода, в уборной будет стоять запах канализации (в недорогих отелях он почему-то всегда присутствует, где-то больше, где-то меньше). Также окна могут выходить на действующую стройку с соответствующими звуками и пылью. Пыли в целом довольно много из-за сухого климата. И если у нас специальные машины поливают дороги, то там они направляют струю в воздух – немного сбить эту пыль, чтобы стало легче дышать. В частности, это касается Ташкента – в Самарканде и Бухаре воздух получше.

Мечеть в Узбекистане
Неповторимая архитектура Узбекистана

В дорогих европейских отелях, конечно, такого не будет, но и стоят они дороже. Возможно, стоит выбрать место подороже, если у вас нестандартная ситуация, например, ночной прилет, чтобы была услуга круглосуточного заселения. Но если вы уже приехали и стандартное время заселения/выселения вас устраивает, то нет особого смысла переплачивать.

Еще в Узбекистане очень дешево ездить на такси (мы вызывали через приложение Yandex.Go). Я, если честно, была в шоке, когда почти получасовая поездка из аэропорта обошлась в 10 белорусских рублей. И это в период повышенного спроса! По городу тоже недорого, как и на большие расстояния, но ездят они, на мой взгляд, ужасно. 

– Только таксисты?

– Все! Такси – это отдельная тема. Там почти все ездят на газу. Багажник занят баллонами, поэтому чемоданы едут вместе с пассажирами в салоне. Часто задние ремни безопасности спрятаны. А с учетом, как там все водят, ты едешь и не знаешь, за что держаться – за чемодан, спинку кресла или... за воздух. И лучше вообще не смотреть на дорогу. 

Автомобили на дороге Узбекистан
Дорожное движение в Узбекистане: нет разметки, нет правил

Подумать на 5 секунд вперед – зачем?!

– Что можешь сказать о дорожном движении в Узбекистане как автоинструктор?

– Это жесть, как она есть – без преувеличений. Все ездят по понятиям, ходят как хотят и где хотят. Две полосы там в один момент могут превратиться в пять. И если нет камер, водители и пешеходы вообще не придерживаются правил дорожного движения. Но когда стоит ограничение, например, 60 км/ч, они все дружно едут ровно 60. Но как только камера позади, включается режим «кто во что горазд». 

Автомобиль и велосипедист на дороге Узбекистан
Превышение скорости в Узбекистане - повсеместная история

Один может «дубасить» 150 км/ч по трассе, а второй в это время остановиться прямо в полосе купить клубники у дороги. Иногда у меня глаза на лоб лезли. Я уже молчу о том, что пешеходов на переходе никто не пропускает.

Несколько раз я была готова попрощаться с жизнью: один раз в такси, потому что было очень страшно ехать, второй – чуть не сбила машина на пешеходном переходе.

– Как на это реагирует ГАИ?

– У них ГАИ называется УБДД – Управление безопасности дорожного движения. Патруль может работать, например, на скорость, а в это время шестиполоску с интенсивным движением будет перебегать целая семья – и они даже не посмотрят на них. Вот такая безопасность. 

УБДД Узбекистана проверяет документы
Дорожная полиция Узбекистана

На дорогах полный хаос. Водители до последнего едут, не думая, что им скоро поворачивать, а потом начинают щемиться в нужный ряд. И так ведут себя абсолютно все! Подумать на 5 секунд вперед? Зачем? При этом всё очень дружелюбно: я нарушаю, ты нарушаешь, мы все нарушаем – ну, как бы и ладно. 

– Может, в хаосе и рождается порядок?

– Нет. На дорогах очень много аварий и большие пробки, но никому в голову не приходит вести себя иначе. При этом, если кто-то вдруг надумает-таки пропустить пешехода, он всегда включит «аварийку», – видимо, чтобы не образовалась куча-мала. 

И еще один удивительный факт: на некоторых парковках, откуда автомобили выезжают задним ходом на проезжую часть, работают специально обученные люди, которые помогают водителям. Поначалу я думала, что это такой специальный сервис для гостей кафе и ресторанов, но потом видела такое еще не один раз, хотя поблизости не было никаких заведений.

На чем ездят жители Узбекистана

– Ты говорила про дорогой бензин. Насколько дорогой?

– Цены на разных заправках там разные. Литр 92-го бензина стоит в районе $1. При этом метан – в два раза дешевле, природный газ на заправках для авто – вообще $0,21.

Узбекистан припаркованные авто
Типичный автопарк Узбекистана

В Ташкенте, в Сити-Моле, стоят Ferrari и Lamborghini, народ возле них фотографируется и делает это с удовольствием. Но ездят все на бюджетках. По ощущениям, более 90% автопарка страны составляют относительно свежие автомобили, которые производятся в стране, – Ravon, Chevrolet, фургончики на базе Matiz. 

Маленькие фургоны в Узбекистане
Такие фургончики используются в качестве личного и коммерческого транспорта

В Узбекистане все просто: есть национальный производитель, на его продукцию есть доступные кредиты – что еще нужно?! Там сухо, машины не гниют, поэтому люди ездят и не «парятся». Такого, что «куплю себе 15-летний некро-премиум», у них нет. Потому что ездить на них безумно дорого, как и обслуживать. А новый Chevrolet Cobalt стоит дешево. Плюс старым машинам запрещен въезд в некоторые города – видимо, таким образом власти стимулируют покупку новых авто. 

Знаки запрещено движение мотоциклов и скутеров
Двухколесного транспорта в Узбекистане почти нет

На удивление, ни в одном из трех городов я ни разу не видела мотоциклистов, было лишь чуть-чуть скутеристов, хотя условия к этому располагают. От местных слышала историю о том, что предыдущий президент очень боялся покушений и запретил двухколесную технику. Правда это или нет – не знаю. Учитывая национальную манеру вождения, скутеры и мотоциклы – это не безопасно.

– Женщин водителей много?

– Нет. Очень мало, и в основном это девушки, женщин постарше за рулем я не видела ни разу. Я так понимаю, что в мусульманских странах не принято, чтобы женщина водила автомобиль, но конкретно в Узбекистане это не запрещено. 

Что нужно знать, отправляясь в Узбекистан

– Несмотря на описанные тобой минусы, я правильно понимаю, что тебе все равно понравилась страна?

– Очень! Нужно понимать, что везде есть свои особенности. Кто-то приезжает наслаждаться, кто-то – искать недостатки. При всех нюансах Узбекистана – он все равно прекрасен! И недорог – это важно.

– Какие рекомендации можешь дать тем, кто собирается посетить страну?

– В Узбекистане резко континентальный климат: летом очень жарко, зимой бывает довольно холодно. Перепад дневных и ночных температур существенный: мы были в начале декабря, и если днем было +15 и вполне комфортно, то с наступлением темноты резко холодало до +3. Поэтому лучше ехать в Узбекистан  в апреле-мае или сентябре-октябре – там это считается сезон. А в целом в стране дико сухо. Мы, белорусы, привыкли к повышенной влажности, поэтому есть неприятное ощущение, что ты постоянно сохнешь. Хочется умыться или попшикать лицо увлажняющим спреем. Сохнут и слизистые, поэтому капли для носа и глаз не будут лишними.

Автомобили на улице Ташкента
Продукция местных автозаводов в Узбекистане максимально востребована

Я уже говорила о мусульманских традициях, упомяну о них еще раз в разрезе одежды. В силу религии и жары там принято закрывать тело. Но если вы не будете расхаживать в коротких шортиках и с глубоким декольте, то вам никто слова не скажет. Как и везде, в этой стране стоит избегать вызывающей одежды. И для посещения мечетей женщинам нужно иметь полностью закрытый наряд.

Еще приготовьтесь много есть. Узбекская кухня очень вкусная и калорийная. Если в кафе вам принесут тазик плова – это нормально. Тем, кто мало ест, есть смысл заказывать одну порцию на двоих. Мое любимое блюдо узбекской кухни – это хрустящие баклажаны. Я не знаю, как они это делают, но это безумно вкусно!

Кухня Узбекистана
Узбекская кухня - это еще один повод посетить страну

Узбеки – очень открытый и радушный народ. У них принято здороваться за руку, причем и с незнакомцами. Даже если сотрудник УБДД остановил водителя, они обязательно сначала обменяются рукопожатием и только потом все остальное. С хорошими знакомыми принято обниматься. С очень близкими людьми и друзьями можно уже обменяться поцелуями. Вот такая градация радушия.

Ну и, конечно, стоит принять особенности дорожного движения этой страны, не расслабляться и знать, что пешеходные переходы там условные и на них нет никакого приоритета. Брать напрокат автомобиль в Узбекистане я бы не советовала – порвете все нервы.

Фото героини материала из личного архива

В сравнении: 0