БутикАвто — покупка и продажа авто в Минске
Нужен хороший авто - Вам в BUTIKAVTO
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375(29) 601-24-65
г. Минск, ул. Корженевского, 16Г
+375 (29) 303-82-47
г. Орша, ул. Пограничная улица, 2А
+375 (29) 681-24-12
г. Гомель, ул. Жукова, 23
+375(29) 658-32-65
г. Солигорск, ул. Октябрьская, 40
+375(29) 658-57-16
Лидский р-н, аг. Ёдки, ул. Придорожная, 7А
+375(29) 658-43-31
г. Гродно, ул. Тавлая, 1
+375(44) 737-48-24
г. Бобруйск, ул. Крылова, 21
+375(29) 658-91-67
г. Барановичи, ул. Тельмана, 205
+375(29) 658-91-68
г. Барановичи, ул. Наконечникова, 31В
+375(44) 720-40-71
г. Борисов, ул. Галицкого, 2
+375(44) 738-32-29
г. Могилев, ул. Мовчанского, 4-Б
+375(29) 658-77-83
г. Витебск, ул. Воинов Интернационалистов 31
+375(29) 658-57-23
г. Молодечно, ул. Тамары Дудко, 1А
+375(44) 756-57-72
г. Мозырь, ул. Гагарина, 99
+375(29) 302-84-76
г. Полоцк, ул. Юбилейная, 10а
+375(29) 615-13-29
г. Пинск, ул. Рокоссовского, 17В
Минск
ГлавнаяАвтожурналВладеть электричкой в Беларуси становится все дороже
Владеть электричкой в Беларуси становится все дороже
Владеть электричкой в Беларуси становится все дороже
6 дней назад
181

Владеть электричкой в Беларуси становится все дороже

author
Елена Шемет

Белорусским электромобилистам трудно оставаться оптимистами. Все чаще изменения, касающиеся владения электрокарами, несут не радость за прогресс, а легкую панику – «что там снова подняли?». И чем ближе был конец года, тем отчетливее ощущалось, что эра электромобилей в Беларуси может закончиться, толком даже не успев начаться – все ждали анонсированых изменений в части отмены льгот на ввоз электричек. Но 11 декабря у многих отлегло. 

А еще владельцы купленных в лизинг электромобилей с увеличенным запасом хода (которые ранее приравнивались к электромобилям) стали получать сообщения от лизинговых компаний о том, что с нового года значительно вырастут платежи за уже приобретенные в лизинг гибриды. Но, как говорится, это уже немного другая история...

Не спешите привыкать к хорошему

Давайте признаем, что до нас электрификация транспорта докатилась с опозданием. Когда во всем мире люди уже активно пересаживались на электромобили, максимум, который могли позволить себе белорусы, – это бэушка из Европы или Америки. Первые Nissan Leaf и Chevrolet Bolt приезжали в страну до того, как это стало мейнстримом, при этом официальные дилеры предпочитали не замечать растущий интерес граждан к этому сегменту авто. Или замечали, но не могли ничего предложить. Однако как только рынок открылся навстречу электричкам, оказалось, что желающих владеть авто на альтернативной энергии очень много. 

BYD Yuan Up на парковке
Электромобили стали символом прогресса

В отличие от других стран, где спрос на личный электротранспорт изначально стимулировался субсидиями и льготами, в Беларуси эта тема двигалась на личном энтузиазме людей. На государственном уровне меры поддержки были введены только в 2020 году – тогда рынок и начал расти неимоверными темпами. Казалось бы, всем от этого хорошо: продажи электрокаров устремились в космос, города наполнялись тихими автомобилями без выхлопных газов, а еще стала развиваться зарядная инфраструктура, тем самым увеличив продажи электроэнергии с БелАЭС.  Но несмотря на все очевидные плюсы, уже тогда было понятно, что праздник не может длиться вечно. И в этом году правила игры начали меняться. 

Ближе к концу 2025-го мы узнали о существовании квоты на ввоз электромобилей в страну, а точнее – что белорусы ее исчерпали. Впервые за несколько лет граждане выбрали эту квоту до конца. Но спрос показал, что 15 000 электричек в год для Беларуси – это не предел. Белорусы могут и больше.

Электромобили Avatr и BYD Song L в городе
Продажи электромобилей в Беларуси каждый год били рекорды

Еще раньше льгот по утильсбору лишились так называемые последовательные гибриды – автомобили с увеличенным запасом хода, батарею которых питает дополнительный бензиновый генератор. А ведь именно они позволили многим белорусам перестать бояться электричек за вероятность куда-то не доехать. И вроде как все логично: есть бензиновый мотор – плати как за ДВС, но ведь от увеличенных ставок утильсбора эти автомобили не станут доступнее.

Voyah Free на парковке в жилом квартале
Первыми под раздачу попали последовательные гибриды

Потом как гром среди ясного неба появилась новость о том, что с 2025 года вводится транспортный налог на электромобили. Сумма вроде небольшая, но сам по себе факт малоприятный, тем более было объявлено, что владельцы электричек будут платить по тем же ставкам, что и владельцы ДВС. То есть от массы автомобиля, потому что отдельных тарифов для электротранспорта не разрабатывали. Правда, обсуждение нововведения не продолжалось долго, потому что льготу продлили еще на год – чтобы люди успели привыкнуть к новой реальности и принять ее.

Масла в огонь подлило и повышение тарифов на зарядку электромобилей. Так, самая массовая сеть Malanka в течение 2025 года подняла тарифы на быструю зарядку в общей сложности на 16% – с 56 до 65 копеек за 1 кВт⋅ч. Всего с 2021 года тариф вырос на 66% и, судя по всему, это еще не предел. Пока стоимость зарядки выгоднее заправки автомобиля традиционным видом топлива – еще есть куда двигаться в плане повышения цен.

Электромобиль Nissan на зарядке
Электрички полюбили таксисты, потому что на них выгодно работать

Для кого дешевый ток?

В ходе ноябрьского совещания по вопросу работы БелАЭС Александр Лукашенко объявил, что стоимость электроэнегрии в Беларуси остается одной из самых низких в Европе. И пока что это весомый фактор для тех, кто решается на покупку электрички. Для сравнения, 100 км пути на бензиновом авто с расходом 7 литров обойдутся автовладельцу в 17,5 рублей. То же расстояние на электромобиле при зарядке на Malanka – примерно 11 рублей. Но выгоднее всего заряжаться от домашней сети – 5–6 рублей на 100 км. 

Электромобиль заряжается от домашней зарядки
Выгоднее всего - заряжаться от домашней сети

Таким образом, по-настоящему выгодно (пока что) владеть электромобилем, имея частный дом. Но «своя розетка» – это больше про доступ к выгодному тарифу и отсутствию очередей, чем буквальное выражение. В теории заряжать электромобиль от обычной бытовой розетки можно, но если вы готовы ждать от 12 часов до 3 дней – в зависимости от емкости батареи авто.

Для установки возле дома полноценной медленной зарядки нужны дополнительные 5–7 кВт⋅ч, а это, на минуточку, вполне себе эквивалентно электроснабжению отдельного жилого дома. Далеко не везде такое количество энергии можно получить из-за состояния электрических сетей и мощности подстанций. Плюс покупка и установка домашней зарядной станции стоит денег. И одно дело, когда ты вкладываешься, зная, что потом начнешь экономить, и совсем другое – когда радужные перспективы сменяются как минимум неопределенностью, как максимум – разочарованием. 

Все на BELGEE!

Несмотря на все перечисленные сложности, в СМИ то и дело озвучиваются планы по увеличению парка электромобилей до 300 тыс. к 2030 году. Это почти в 7 раз больше, чем сейчас – в относительно комфортные годы льгот и преференций. Развитие инфраструктуры, конечно, хорошо, но это лишь небольшая часть комфортных условий, при которых владение электромобилем является целесообразным. 

Voyah Free едет по дороге
Отмена льгот на электрички создаст условия для развития проектов BELGEE

С другой стороны, помочь приблизиться к озвученной цифре может отечественное производство. Дело в том, что повышение утильсбора на новые автомобили и отмена льгот по НДС и таможенным пошлинам на электрички создадут идеальные условия для развития проектов BELGEE. По словам директора СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, компания не только способна  обеспечить спрос на электромобили внутри страны, но и готова выйти на российский рынок. Предприятие уже планирует выпуск 4 моделей электромобилей. 

Можно выдыхать?

11 декабря президент Беларуси подписал 428-й указ, которым сохранил нулевой НДС на ввоз электромобилей. Он касается только EV-авто в возрасте до 5 лет, льгота не распространяется на все виды гибридов. В этот же день было объявлено об увеличении квоты на ввоз электричек в Беларусь с освобождением от уплаты таможенной пошлины. В 2026 году с использованием льгот можно ввести в Беларусь 20.000 авто на электротяге. Казалось бы, можно выдохнуть, но без неприятных новостей тоже не обошлось: тем же указом глава государства отменил право бесплатной парковки для электричек в платных зонах. 

Многие страны пошли по пути отказа от льгот и субсидий по достижении определенного уровня насыщения рынка электрокарами. Важно понимать, что и для нашей страны это неизбежно. Но невооруженным взглядом видно, что Беларусь этого уровня еще не достигла. Если на данном этапе отменять льготы, то преференции вроде езды по полосам и откладывание на год транспортного налога просто не вытянут этот сегмент.

Фото автора

В сравнении: 0