

Белорусским электромобилистам трудно оставаться оптимистами. Все чаще изменения, касающиеся владения электрокарами, несут не радость за прогресс, а легкую панику – «что там снова подняли?». И чем ближе был конец года, тем отчетливее ощущалось, что эра электромобилей в Беларуси может закончиться, толком даже не успев начаться – все ждали анонсированых изменений в части отмены льгот на ввоз электричек. Но 11 декабря у многих отлегло.
А еще владельцы купленных в лизинг электромобилей с увеличенным запасом хода (которые ранее приравнивались к электромобилям) стали получать сообщения от лизинговых компаний о том, что с нового года значительно вырастут платежи за уже приобретенные в лизинг гибриды. Но, как говорится, это уже немного другая история...
Не спешите привыкать к хорошему
Давайте признаем, что до нас электрификация транспорта докатилась с опозданием. Когда во всем мире люди уже активно пересаживались на электромобили, максимум, который могли позволить себе белорусы, – это бэушка из Европы или Америки. Первые Nissan Leaf и Chevrolet Bolt приезжали в страну до того, как это стало мейнстримом, при этом официальные дилеры предпочитали не замечать растущий интерес граждан к этому сегменту авто. Или замечали, но не могли ничего предложить. Однако как только рынок открылся навстречу электричкам, оказалось, что желающих владеть авто на альтернативной энергии очень много.

В отличие от других стран, где спрос на личный электротранспорт изначально стимулировался субсидиями и льготами, в Беларуси эта тема двигалась на личном энтузиазме людей. На государственном уровне меры поддержки были введены только в 2020 году – тогда рынок и начал расти неимоверными темпами. Казалось бы, всем от этого хорошо: продажи электрокаров устремились в космос, города наполнялись тихими автомобилями без выхлопных газов, а еще стала развиваться зарядная инфраструктура, тем самым увеличив продажи электроэнергии с БелАЭС. Но несмотря на все очевидные плюсы, уже тогда было понятно, что праздник не может длиться вечно. И в этом году правила игры начали меняться.
Ближе к концу 2025-го мы узнали о существовании квоты на ввоз электромобилей в страну, а точнее – что белорусы ее исчерпали. Впервые за несколько лет граждане выбрали эту квоту до конца. Но спрос показал, что 15 000 электричек в год для Беларуси – это не предел. Белорусы могут и больше.

Еще раньше льгот по утильсбору лишились так называемые последовательные гибриды – автомобили с увеличенным запасом хода, батарею которых питает дополнительный бензиновый генератор. А ведь именно они позволили многим белорусам перестать бояться электричек за вероятность куда-то не доехать. И вроде как все логично: есть бензиновый мотор – плати как за ДВС, но ведь от увеличенных ставок утильсбора эти автомобили не станут доступнее.

Потом как гром среди ясного неба появилась новость о том, что с 2025 года вводится транспортный налог на электромобили. Сумма вроде небольшая, но сам по себе факт малоприятный, тем более было объявлено, что владельцы электричек будут платить по тем же ставкам, что и владельцы ДВС. То есть от массы автомобиля, потому что отдельных тарифов для электротранспорта не разрабатывали. Правда, обсуждение нововведения не продолжалось долго, потому что льготу продлили еще на год – чтобы люди успели привыкнуть к новой реальности и принять ее.
Масла в огонь подлило и повышение тарифов на зарядку электромобилей. Так, самая массовая сеть Malanka в течение 2025 года подняла тарифы на быструю зарядку в общей сложности на 16% – с 56 до 65 копеек за 1 кВт⋅ч. Всего с 2021 года тариф вырос на 66% и, судя по всему, это еще не предел. Пока стоимость зарядки выгоднее заправки автомобиля традиционным видом топлива – еще есть куда двигаться в плане повышения цен.

Для кого дешевый ток?
В ходе ноябрьского совещания по вопросу работы БелАЭС Александр Лукашенко объявил, что стоимость электроэнегрии в Беларуси остается одной из самых низких в Европе. И пока что это весомый фактор для тех, кто решается на покупку электрички. Для сравнения, 100 км пути на бензиновом авто с расходом 7 литров обойдутся автовладельцу в 17,5 рублей. То же расстояние на электромобиле при зарядке на Malanka – примерно 11 рублей. Но выгоднее всего заряжаться от домашней сети – 5–6 рублей на 100 км.

Таким образом, по-настоящему выгодно (пока что) владеть электромобилем, имея частный дом. Но «своя розетка» – это больше про доступ к выгодному тарифу и отсутствию очередей, чем буквальное выражение. В теории заряжать электромобиль от обычной бытовой розетки можно, но если вы готовы ждать от 12 часов до 3 дней – в зависимости от емкости батареи авто.
Для установки возле дома полноценной медленной зарядки нужны дополнительные 5–7 кВт⋅ч, а это, на минуточку, вполне себе эквивалентно электроснабжению отдельного жилого дома. Далеко не везде такое количество энергии можно получить из-за состояния электрических сетей и мощности подстанций. Плюс покупка и установка домашней зарядной станции стоит денег. И одно дело, когда ты вкладываешься, зная, что потом начнешь экономить, и совсем другое – когда радужные перспективы сменяются как минимум неопределенностью, как максимум – разочарованием.
Все на BELGEE!
Несмотря на все перечисленные сложности, в СМИ то и дело озвучиваются планы по увеличению парка электромобилей до 300 тыс. к 2030 году. Это почти в 7 раз больше, чем сейчас – в относительно комфортные годы льгот и преференций. Развитие инфраструктуры, конечно, хорошо, но это лишь небольшая часть комфортных условий, при которых владение электромобилем является целесообразным.

С другой стороны, помочь приблизиться к озвученной цифре может отечественное производство. Дело в том, что повышение утильсбора на новые автомобили и отмена льгот по НДС и таможенным пошлинам на электрички создадут идеальные условия для развития проектов BELGEE. По словам директора СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, компания не только способна обеспечить спрос на электромобили внутри страны, но и готова выйти на российский рынок. Предприятие уже планирует выпуск 4 моделей электромобилей.
Можно выдыхать?
11 декабря президент Беларуси подписал 428-й указ, которым сохранил нулевой НДС на ввоз электромобилей. Он касается только EV-авто в возрасте до 5 лет, льгота не распространяется на все виды гибридов. В этот же день было объявлено об увеличении квоты на ввоз электричек в Беларусь с освобождением от уплаты таможенной пошлины. В 2026 году с использованием льгот можно ввести в Беларусь 20.000 авто на электротяге. Казалось бы, можно выдохнуть, но без неприятных новостей тоже не обошлось: тем же указом глава государства отменил право бесплатной парковки для электричек в платных зонах.
Многие страны пошли по пути отказа от льгот и субсидий по достижении определенного уровня насыщения рынка электрокарами. Важно понимать, что и для нашей страны это неизбежно. Но невооруженным взглядом видно, что Беларусь этого уровня еще не достигла. Если на данном этапе отменять льготы, то преференции вроде езды по полосам и откладывание на год транспортного налога просто не вытянут этот сегмент.
Фото автора

